Как найти «могильщика» вашего бизнеса
Лента новостей
«Агентство Контакт» составило 7 признаков «могильщика» бизнеса — сотрудника, цель которого «свернуть» деятельность компании. BFM.ru попытался определить группу риска
«Агентство Контакт» составило 7 признаков «могильщика» бизнеса — сотрудника, цель которого «свернуть» деятельность компании.
В октябре 2010 года бывший трейдер французского банка Societe Generale Жером Кервьель был признан виновным в подделке документов, нарушении доверенным лицом своих обязательств и в несанкционированном использовании компьютерных систем банка. Он получил пять лет тюрьмы, из них два года — условно; также Кервьелю предстоит возместить Societe Generale все убытки от своих действий. На выплату 4,9 млрд евро трейдеру потребуется около 170 тысяч лет, по подсчетам Le Point.
Экс-президент Societe Generale Даниэль Бутон, потерявший работу именно из-за скандала с трейдером, назвал Кервьеля «мошенником, жуликом и террористом». Специалисты по HR называют таких «жуликов» «могильщиками».
Российские «могильщики», достижения которых предавались гласности за последнее время, менее изобретательны и работают в меньших масштабах, но, как следует из опроса BFM.ru экспертов, делают это заметно чаще зарубежных коллег. Вероятно, самые заметные события связаны с банками. Так, потери Сбербанка от незаконных действий собственных сотрудников исчисляются миллиардами рублей за последние несколько лет.
5% сотрудников в России всегда будут воровать и вредить компании, 5% людей никогда в соответствии со своими принципами этим заниматься не будут, а остальные 90% — будут действовать в зависимости от ситуации, приводит статистику на основе своей практики генеральный директор Nobel Biocare Russia Александр Смирнов. Причина такой статистики — в том, что в России вообще отсутствует такое понятие, как корпоративная культура, говорит эксперт. «Большинство отождествляют себя не с компанией, а с конкретным местом и способом получения коммерческого дохода и иных материальных и нематериальных выгод», — говорит BFM.ru Смирнов.
Виновато в этом часто само общество, считает глава Nobel Biocare Russia. «Часто, приходя в организацию, многие сотрудники со временем осознают отсутствие перспектив развития, так как руководящие места заняты родственниками, друзьями и так далее. А когда люди не видят перспектив, вряд ли они будут лояльны компании. В такой ситуации различить «могильщика» в рамках коллектива в принципе бывает иногда весьма сложно», — говорит Александр Смирнов.
В современной российской истории трудно определить, где «могильщиком» выступил сам работодатель, а где менеджер проявил такую инициативу, констатирует вице-президент совета директоров международного транспортно-логистического холдинга AsstrA AG Дмитрий Лагун. «И очень трудно говорить о случаях, когда работодателем является государство, а предприятие становится банкротом, но восстанавливается, как феникс из пепла, — но с частным собственником и новым именем, и с теми же действующими лицами», — говорит Лагун BFM.ru.
«Могильщиком» компании может быть топ-менеджер, который имеет широкие полномочия внутри компании, или же человек, который, как минимум, имеет право подписывать финансовые документы, говорит Андрей Захаров, руководитель департамента по подбору персонала для банков и инвесткомпаний «Агентства Контакт». «При этом практически во всех банках есть руководитель по оценке рисков, который обязан предусмотреть и не допустить наличия различного рода рисков. Тем не менее, если работа рисковика организована неправильно, то риск вывода банка из стабильного положения многократно возрастает», — говорит эксперт.
«Агентство Контакт» составило портрет так называемого могильщика компании, выделив семь основных признаков.
1. Часто меняет работу, в том числе может иметь опыт работы в совершенно разных отраслях.
2. Претендует на позицию, предполагающую доступ к деньгам и широкие полномочия ими распоряжаться.
3. Отсутствие рекомендаций от предыдущих работодателей или наличие сомнительных рекомендаций.
4. Стремится привести свою команду и создать под собой «черный ящик» (систему управления командой, в которой может разобраться только он сам).
5. Харизматичен, способен располагать к себе людей и убедительно продвигать свои идеи.
6. Имеет опыт ведения собственного бизнеса.
7. Желает работать с определенным кругом поставщиков.
«Многие перечисленные признаки, на первый взгляд, хорошо характеризуют специалиста, однако наличие сразу нескольких из этих качеств должно насторожить работодателя», — говорит директор по развитию бизнеса «Агентства Контакт» Алена Занегина.
«Могильщики» имеют особенность, благодаря своей «харизматичности» попадать в компанию напрямую через руководство, в обход HR-специалистов. И вот тут уже возникает серьезная проблема, как отсеять на ранней стадии опасного сотрудника, говорит BFM.ru Ирина Сафарова, начальник управления кадров банка «Интеркоммерц».
Обязательно смотрите «родословную» кандидата, просите рекомендации, советует вице-президент совета директоров AsstrA AG Дмитрий Лагун. «Если вы видите, что предыдущие компании, где работал кандидат, исчезли, то, конечно, можете дать кандидату еще один шанс! — иронизирует эксперт. — Желательно также выудить цели, которые движут кандидатом. Некоторые компании также используют полиграф. Я не одобряю такой метод, но если нужна лишняя страховка, к нему также можно прибегнуть».
«Какие виды бизнеса особенно уязвимы? Да любой», — считает Дмитрий Лагун. Список критериев для «группы риска», составленный BFM.ru на основе опроса экспертов, получился довольно обширным. «Особенно уязвима компаний, в которой отсутствует система разграничения полномочий, есть метод двойной подписи («отец дровишки рубает, я развожу, а маманя деньги считает»), отсутствует должный контроль при большом количестве налично-денежного оборота, нет контроля движения товара», — перечисляет эксперт AsstrA AG.
К отраслям, особенно интересных для «могильщиков», относятся также предприятия, имеющие у себя в активах недвижимость или любые активы с высокой ликвидностью, считает Лариса Землякова, директор по персоналу компании «Сумма Телеком». «К наиболее уязвимым я бы отнесла весь девелопмент и торговлю», — говорит эксперт.
В группе риска также и клиентский бизнес, построенный на отношениях с людьми или основанный на лояльности к бренду либо поставщику, говорит глава российского подразделения Nobel Biocare Александр Смирнов. «Вредные» сотрудники часто могут увести из компании целый ряд партнеров, клиентов, поставщиков, с которыми выстроены лояльные отношении — и компания при этом понесет значительные потери, поясняет эксперт. «Кстати, я всегда руководствуюсь формулой: ты никогда не будешь жалеть, что кого-то уволил слишком рано, но если ты уволил кого-то слишком поздно, можно действительно поплатиться. Если есть сомнения в порядочности человека, от него нужно избавляться немедленно», — заключает Смирнов.