Прибыль «Аэрофлота» взлетела
Лента новостей
«Аэрофлот» в третьем квартале более чем вдвое увеличил показатель чистой прибыли по сравнению со II кварталом. В самой компании говорят, что помогли «деньги Березовского» и увеличение пассажиропотока
Как следует из отчетности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» по РСБУ, чистая прибыль компании в III квартале 2010 года составила 7,9 млрд рублей. Во втором квартале этот показатель составлял 3,4 млрд рублей. Увеличение прибыли в 2,3 раза в самой компании объясняют увеличением объема пассажирских перевозок и возвратом 53,4 млн швейцарских франков (1,7 млрд рублей).
Так называемые «деньги Березовского» составили примерно пятую часть от чистой прибыли крупнейшего авиаперевозчика страны. И их возврат для роста чистой прибыли имел важное значение, считает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Деньги, похищенные у «Аэрофлота» Борисом Березовским и его сообщниками, были возвращены в сентябре 2010 года, о чем ранее сообщал BFM.ru. Само дело о хищении валютной выручки тянулось с января 1999 года. По данным следствия, деньги были заблокированы 11 лет назад на счетах швейцарской фирмы Andava, которая была создана как единый казначейский центр для концентрации свободной валютной выручки «Аэрофлота».
В 1996–1997 годах Березовский (он тогда был членом совета директоров «Аэрофлота») и его подельники убедили тогдашнего руководителя «Аэрофлота» Евгения Шапошникова, который не разбирался в экономических вопросах, сделать это. В итоге на счета компании из 77 зарубежных представительств «Аэрофлота» поступило 252,4 млн долларов. Часть суммы, 214,9 млн рублей (или примерно 40 млн долларов по курсу 1997 года), была похищена при помощи сложной системы взаимных платежей, в которых участвовала ФОК — 100%-ая «дочка» Andava.
Впрочем, значительный вклад в рост чистой прибыли национального авиаперевозчика внесли и пассажиры. Третий квартал — традиционно один из самых топовых сезонов в секторе пассажирских авиаперевозок, напоминает директор по развитию в СНГ «Авиационного чартерного рейса» Сергей Вехов, поскольку он приходится на сезон летних отпусков.
Напомним, по итогам 9 месяцев 2010 года пассажирооборот «Аэрофлота» вырос на 36,6% (по сравнению с аналогичным периодом 2009 года) и составил 26,251 млрд пассажирокилометров. Количество перевезенных пассажиров увеличилось почти на треть — до 8,5 млн человек. Процент занятости пассажирских кресел увеличился до 78,0%, что выше уровня прошлого года на 9 п.п. В целом, по материалам Росавиации, пассажироперевозки в России за девять месяцев выросли на 27,4% — до 43,8 млн человек по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Вряд ли стоит ожидать такого же значительного роста показателя чистой прибыли «Аэрофлота» в IV квартале этого года, прогнозируют опрошенные BFM.ru эксперты. «Среди самых плохих сезонов для авиаперевозчиков IV квартал занимает второе место, хуже только I квартал», — говорит BFM.ru Борис Рыбак. Показатели объема пассажирских перевозок может исправить, но незначительно декабрь, когда люди будут уезжать в отпуск перед новогодними каникулами, считает Вехов.
В целом же год «Аэрофлот» закончит с ростом финансовых показателей. «Мы сейчас наблюдаем период роста перевозок. Возможно, это связано с эффектом отложенного спроса. Кроме того, как правило, рост в секторе воздушного транспорта предвосхищает начало экономического подъема с временным лагом в 8 месяцев, — говорит Борис Рыбак. — Все предыдущие кризисы являются тому доказательством», — говорит он BFM.ru.
На днях «Аэрофлот» объявил о больших планах на будущий год. Заявление было сделано в контексте объявления о решимости выставить штрафные санкции Boeing и «Гражданским самолетам Сухого» за задержку поставок самолетов Boeing-787 Dreamliner и Sukhoi SuperJet-100. Заместитель гендиректора по финансам и инвестициям «Аэрофлота» Шамиль Курмашов уточнил, что лайнеры компании нужны «под расписание». Boeing грозит штраф в 100 млн долларов, за «Гражданские самолеты» вступился вице-премьер Сергей Иванов.
Добавим, в октябре крупнейший авиаперевозчик был включен в программу приватизации госпредприятий. Сейчас государству принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота», еще 7,3% казначейских акций — компании «Аэрофлот-финанс». Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что сейчас обсуждается продажа миноритарного пакета, «чтобы у государства остались 50%+1 акция».