Госдума в очередной раз пытается приравнять пиво к крепкому алкоголю
Лента новостей
Сегодня нижняя палата парламента будет обсуждать в первом чтении соответствующий законопроект
Законопроект внесла группа депутатов во главе с единороссом Виктором Звагельским. В случае его принятия, к пиву будут применяться все те же законы, что и к крепкому спиртному. В том числе запрет или ограничение рекламы, продажи и производства. Причем правительственный вариант законопроекта еще более суровый, чем депутатский, говорит Виктор Звагельский:
«То, что есть сейчас у правительства, они говорят не о пиве крепостью до 1,5 градусов, они говорят о пиве до 0,5 градусов. Возможно, остановимся на этом варианте. При этом на все пиво, которое будет крепостью в нашем случае 1,5 градуса, в правительственном - 0,5 будет наклеиваться акцизная марка».
По сути, не так важно, чей вариант будет принят. Внутренняя логика двух вариантов одинаковая. Говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин:
«Правительство этот законопроект поддержало, а внесли его группа депутатов. В принципе речь идет о государственной алкогольной политике, которая была утверждена в начале этого года, и речь идет о том, чтобы снизить до 2020 потребление алкоголя населением в два раза. Было бы странно, если бы меры по ограничению доступности алкоголя не касались пива».
Производители пива, возражая, используют свою традиционную риторику: «будете зажимать пиво, получите рост потребления водки». Говорит глава Союза Пивоваров России Вячеслав Мамонтов:
«Это совершенно два различных рынка пытаются поставить в одни конкурентные условия. При этом преференции получит именно рынок крепкого алкоголя. Напомню, что в этом году на пиво был увеличен акциз на 200 процентов, а на водку на 10 процентов. В результате этого стоимость грамма спирта в пиве стала в два раза дороже для потребителя, чем грамм спирта в водке. Как будет принят закон, для потребителя наш продукт станет ещё дороже».
Запретить рекламу пива, снизить его потребление молодежью — инициативы правильные. Но как всегда не обойдется без перегибов, как это было в свое время с ЕГАИС, опасается президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров:
«Взялись за пиво, замечательно. Действительно сегодня потребление пива выросло. По какой причине? Получить сегодня лицензию, например, для предприятия общественного питания достаточно серьезная проблема, особенно для малого бизнеса. И пиво это единственный алкогольный напиток, который можно продавать в предприятиях без получения лицензии. Сейчас приравняют к лицензии. У нас же было до этого, мы получали лицензии на выпечку хлеба, например, в ресторане. Табачную лицензию на то, чтобы продать пять пачек сигарет. Это все перераспределение финансовых потоков».
По заявлениям авторов проекта, введение закона в силу будет постепенным, так как бизнес сразу не будет сразу готов к установке дополнительного оборудования, переходу на систему ЕГАИС, распространению и использованию акцизных марок. Планируется, что закон вступит в силу с 2012 года.
Андрей Жвирблис