16+
Среда, 13 ноября 2024
  • BRENT $ 71.91 / ₽ 7044
  • RTS883.24
27 марта 2012, 09:41 СМИ

«Первый канал» удивил экспертов отчетностью

Лента новостей

Самый раскрученный и самый прибыльный канал в России не достигает уровня окупаемости и выходит в прибыль только благодаря государственной поддержке

Самый раскрученный и самый прибыльный канал в России не достигает уровня окупаемости и выходит в прибыль только благодаря государственной поддержке.

Общедоступной свою финансовую отчетность «Первый канал» сделал по предписанию ФСФР. Не успела она быть опубликована на сайте канала, как сразу вызвала вопросы. Рекламные доходы канала, конечно, внушительные — за 2010 год (свежее данных пока нет) они составили 24,5 млрд рублей. Но при всей внушительности не смогли покрыть расходы, коих набралось в общей сложности на 25,8 млрд. При этом за счет госпомощи по бумагам канал сумел-таки выйти в прибыль. Директора Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексея Самохвалова такая постановка вопроса не удивляет:

«Финансовая отчетность первого канала принципиально ничего нового не открыла, большие наши каналы, имеющие сеть распространения по всей стране, всегда получали бюджетное финансирование на покрытие своих расходов технических на распространение сигналов. То, что каналы наши находятся в положении зависимых от господдержки — это всегда было известно. Так что ничего нового никто не открыл, никогда наши каналы не были как-то сильно прибыльными».

«Первый канал» на 51% принадлежит государству в лице Росимущества, Итар-ТАСС и ФГУП ТТЦ, а оставшиеся 49% подконтрольны структурам Романа Абрамовича. Какую-то прибыль от канала последние получали последний раз в 2007 году, и в масштабах бизнеса Абрамовича это были копейки - несколько десятков миллионов рублей. В 2010 году размер субсидий канала из федерального бюджета составил 3,4 млрд рублей. Это на 400 млн меньше, чем годом ранее. Подавляющая часть расходов «Первого», более 16 млрд, пришлась на долю материальных активов. А вот на закупку контента ушло всего 602 млн руб (почти все из этой суммы - 558 млн - было потрачено на закупку телесериалов). У канала просто особая бизнес-модель, говорит вице-президент компании OMD/PHD Group Илья Герцев:

«Есть некая бизнес-модель, которая была выбрана «Первым каналом». Эта бизнес-модель включает в себя и государственные инвестиции в том числе. И в такой бизнес модели он может делать такой контент, ну и жить как бы по этим правилам. Представьте себе, вот у вас есть вдруг неожиданно волшебная палочка, и вы можете получить сколько там? Три ярда, по-моему, денег. Просто за то, что вы «Первый канал». Так они и жили, так они и будут еще лет 12».

В той или иной мере, в том или ином виде, но господдержкой общегосударственные вещательные СМИ пользуются в большинстве ведущих стран мира. США — единственное исключение, только там система национального телерадиовещания строилась без усиленной финансовой поддержки государства. Но прямые дотации тем не менее — вещь редкая. В той же Германии, например, основным источником финансирования государственных телеканалов ARD и ZDF является даже не реклама, а специальный сбор со всех владельцев радио, телевизоров и других способных принимать сигнал устройств. Сейчас объем доходов от этого сбора составляет чуть менее 8 млрд евро в год.

Александр Горлин, Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию