16+
Понедельник, 4 ноября 2024
  • BRENT $ 74.86 / ₽ 7303
  • RTS837.81
10 сентября 2012, 10:59
Спецпроект: Лишние деньги

Как не наколоться на лесе?

Лента новостей

О чём важно знать, совершая подобные вложения? Какие проблемы могут возникнуть у казалось бы перспективного проекта?

Какие проблемы могут возникнуть при инвестициях в лесопромышленный комплекс? О чём важно знать, совершая подобные вложения? Какие проблемы могут возникнуть у казалось бы перспективного проекта? Своим неудачным личным опытом поделился председатель совета директоров компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович. Детали обсудили Надя Грошева и Юрий Пронько.

Грошева: Началась эта история в 2003 году. Тогда перспективы лесопромышленного комплекса выглядели очень привлекательно. Стратегический расчет был прост. Вот, что рассказал председатель совета директоров компании «Арбат Капитал Менеджмент» Алексей Голубович:

«В России есть огромное количество лесных угодий и дешевое сырье. Наладив его переработку внутри страны, вертикально интегрировав лесозаготовку, первичную переработку леса и вплоть до производства, например, заготовок для мебели, можно снабжать этим и Азию, и Европу».

За время инвестиций в этот проект была куплена компания Russian Timber, на тот момент это был крупнейший дистрибьютер российской древесины на территории Великобритании. Сделано это было для того, чтобы полностью контролировать всю цепочку от изготовления леса в России до складов в Великобритании.

Пронько: Какие проблемы возникли?

Грошева: Проблем возникло много. Как отмечает Алексей Голубович, контролировать сам процесс очень сложно:

«Еще Петр I говорил, что лес - дело темное, воровское. Когда ты не знаешь, сколько на самом деле пилят у тебя этого леса, кто его увозит, кто из полиции вместо того, чтобы охранять твои активы получает взятки от браконьеров, а таможня пропускает украденный у тебя лес. Это, действительно, тяжелый в плане управления процесс».

Грошева: Подобные инвестиции - это пример, как покупается дешевый актив, и в дальнейшем он требует больших средств на модернизацию. Ежегодно приходится вкладывать много в оборудование, в персонал. О более глобальных проблемах говорит Алексей Голубович:

«Все это кроется в законодательстве, которое еще со времен Касьяного было сформулировано так, чтобы, во-первых, запутать всех лесопользователей и сделать его противоречивым и непонятным, а, во-вторых, помочь иностранным покупателям дешевого сырья. Вообще, лесная отрасль этим известна, что в собственности вы лес иметь не можете, вы получаете различного рода лицензии, регулирующие сколько вы можете его заготавливать, потом у вас их отбирают или требуют, скажем так, мотивационных пакетов этим властям за то, чтобы они этого не делали».

Пронько: Чем все закончилось?

Грошева: Закончилось все продажей этих активов и практически полной потерей средств.

В 2009 году было принято решение продать оставшиеся активы, но до сих пор еще некоторые активы распродаются. В итоге потери составили от 90 до 95%. Это несколько десятков миллионов долларов.

Надя Грошева, Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию