Все фракции поддержали проект закона об оскорблении верующих
Лента новостей
За осквернение святынь предлагается наказывать высокими штрафами и заключением сроком до пяти лет
UPDATE 12:26 мск
Депутаты Госдумы приняли совместное заявление фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ относительно участившихся случаев оскорбления религиозных чувств граждан. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предоставил слово только главе профильного комитета, так как документ поддержали все фракции Госдумы.
В тексте заявления, опубликованного на портале нижней палаты парламента, депутаты напоминают, что в истории России были не самые радужные периоды — «чужеземного гнета, смут, войн, ослабления державы», во время которых идеи национального суверенитета, духовной и культурной идентичности хранили различные религиозные конфессии. Депутаты констатируют, что в последнее время случаи оскорбления религиозных чувств граждан происходят все чаще. Особую обеспокоенность парламентариев вызывают террористические акты, совершенные на религиозной почве, целью которых является убийство церковных лидеров и общая дестабилизация обстановки в обществе. В заявлении говорится, что спиливание крестов, разрушение храмов, «кощунственные хулиганские акции», нанесение оскорбительных надписей, вандализм на кладбищах и так далее направлены на дискредитацию традиционных ценностей, ведут к подрыву суверенитета страны и возбуждению гражданской розни. Госдума заявляет, что решительно осуждает подобные действия и считает необходимым дать им «жесткий отпор». Нижняя палата настаивает на необходимости усиления ответственности за оскорбление религиозных чувств граждан и подчеркивает «неотвратимость наказания».
Лидер фракции «Единой России» Андрей Воробьев, а также источники «Ведомостей» в руководстве Госдумы и фракции КПРФ сообщили, что после принятия заявления предполагается внести соответствующие поправки в уголовное и административное законодательство. Воробьев отказался сообщить подробности, а его коллеги рассказали, что Уголовный кодекс хотят дополнить статьей «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан», нарушителям которой будет грозить штраф до 300 тысяч рублей, до 200 часов обязательных работ или три года лишения свободы. За осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания предлагается ввести штраф в размере от 100 тысяч до полумиллиона рублей, 400 часов обязательных работ или пять лет заключения. По закону предполагается преследовать людей, оскорбляющих те религии, которые являются «неотъемлемой частью исторического наследия народов России». Административные штрафы за нарушение статьи о свободе совести и свободе вероисповедания депутаты хотят увеличить в два раза. За воспрепятствование религиозной свободе гражданину придется заплатить от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, а юридическому лицу — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Публичное осквернение религиозной литературы, а также порча знаков и эмблем мировоззренческой символики будет караться штрафом от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
14 сентября глава думского комитета по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов сообщил, что в качестве религиозного убеждения предлагается рассматривать и атеизм, так что за оскорбление людей, не верящих в Бога, также будет положен штраф.
В беседе с радиостанцией Business FM Андрей Воробьев сообщил, что за применением новой статьи УК, если она будет принята, предстоит следить гражданскому обществу, которое «чем дальше, тем более заметно». Кроме того, напомнил глава фракции «Единая Россия», существует судебная система, которая будет определять степень виновности или невиновности. «Набор инструментариев понятен — это общество, все мы, и это суд», — пояснил он.
Шеф-редактор «Русского журнала» Александр Морозов напоминает, что похожие законы есть и в других странах, но перед их принятием проводились длительные дискуссии всех общественных групп. Он выразил сожаление тем, что в России такие важные документы принимаются максимум в течение двух месяцев и «разрабатываются неизвестно где». Морозов сетует на то, что применяются такие законы потом всегда «выборочно, произвольно», поэтому одни попадают под их действие, а другие — нет.