3 июня 2015, 12:30 Общество
Принятие закона об ограничении разлива пива в пластиковую тару задерживается
Лента новостей
Страны Запада оказывают давление по этому вопросу на парламент Российской Федерации и Государственную Думу
Подробности о том, почему до сих пор не принят этот закон и какие препятствия возникли на пути его принятия, в интервью Business FM рассказал заместитель председателя Госдумы Андрей Исаев.
На этой неделе в ряде авторитетных СМИ появились публикации о том, что задерживается принятие закона об ограничении разлива пива в пластиковую тару объемом до пол-литра и что тормозят принятие этого документа, как ни странно, западные пивовары.
Андрей Исаев: Это, действительно, так. Я хотел бы напомнить, что такой закон нужен. Он был принят всей Государственной Думой, за него проголосовали практически все фракции в первом чтении в июне прошлого года, так что скоро год исполнится после того, как закон был принят в первом чтении. И вот после этого принятия в первом чтении началась отчаянная борьба западных пивоваренных компаний, которые монополизировали 80% нашего рынка, это четыре компании, для того чтобы закон не увидел свет. Я хотел бы пояснить, для чего этот закон в принципе необходим. По крайней мере, три причины. Первая, именно пластиковая тара, ПЭТ-тара, двухлитровая тара сегодня пользуется большим спросом у молодежи. Она дешева, туда можно лить всякий продукт, не только пиво, но и так называемые произведенные на его основе напитки, в том числе крепленое пиво, и мы часто можем видеть на улицах наших городов праздношатающуюся молодежь с так называемыми «огнетушителями» — двухлитровыми байдами. Естественно, что это способствует алкоголизации населения, противоречит государственной политике в этом отношении. Во-вторых, есть очень серьезные основания подозревать, что такая пластиковая тара распространяет достаточно сильные ядовитые вещества. Например, доказано, что водка, содержащаяся в пластиковой таре, выпускает яд, который очень сильный, вызывает токсический гепатит, вызывает нарушения иммунной системы. Нет, с нашей точки зрения, оснований сомневаться в том, что пиво, которое также содержит этиловый спирт, особенно крепленые виды пива, могут выпускать аналогичный яд. Это значит, что мы травим население и наносим серьезный ущерб и нашей экономике, и здоровью людей, что самое главное. Наконец, третья причина состоит в том, что пластиковую тару гораздо сложнее проконтролировать, чем тару стеклянную или алюминиевую. Из одной и той же капсулы можно выдуть и пол-литровую бутылку, и двухлитровую. В результате этого, по подсчетам экспертов, до 200 млрд рублей недополучают регионы, недополучает казна, потому что продается фактически левое пиво, которое не учтено.
Вы говорили, что противодействие этому законопроекту осуществляют западные пивовары, транснациональные корпорации. В тех странах, откуда они сами, там разливают пиво в пластиковую упаковку?
Андрей Исаев: В очень малой степени. Я могу сказать, что Европа вообще повсеместно именно из-за боязни отравления отказывается от этого. По нашим данным, в Англии, например, пиво разливается в пластиковой таре только 0,1% от всего произведенного пива, в Бельгии - 3%, и так далее. Поэтому когда представители тех стран, которые сами отказываются от пластиковых тар, фактически требуют, чтобы Россия во что бы то ни стало эту пластиковую тару в неограниченных количествах выпускала и в нее вливала пиво, это, с моей точки зрения, в данном случае является проявлением лицемерия, как проявлением лицемерия явилось и обращение трех послов трех государств - Бельгии, Голландии, Дании, это основные производители пива, как мы понимаем, и именно оттуда эти четыре компании, владеющие российским пивным рынком, где они фактически шантажируют парламент Российской Федерации, Государственную Думу, говоря о том, что принятие закона может привести к свертыванию инвестиций в Россию. Хочу напомнить этим дипломатам, что их страны выступили инициаторами санкций. Именно эти санкции являются, на наш взгляд, главным врагом инвестиций как в Россию, так и из России, нормальных экономических и торговых отношений. Поэтому в данном случае, что называется, чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться. Что касается прозвучавших угроз, то хочу сказать, что они, с нашей точки зрения, безосновательны. Например, наш партнер по Евразийскому Союзу Казахстан уже с конца 1999 года в принципе запретил продажу алкогольных напитков в пластиковой таре. Тем не менее, там эти компании спокойно работают и спокойно пользуются стеклянной и алюминиевой посудой.
Скоро год, как был внесен этот законопроект Госдумой, и он сейчас принят только в первом чтении. На протяжении этого года было какое-то тоже противодействие пивоваров принятию этого закона, или они сейчас активизировались?
Андрей Исаев: Было, безусловно, были обращения и в правительство Российской Федерации, и в Государственную Думу, и звучали все те же самые угрозы. Но я хочу сказать, что по инициативе наших коллег, в первую очередь, представляющих социальные комитеты, это Комитет по труду и социальной политике, Комитет по делам женщин, семьи и детей, Комитет по охране здоровья, я собирал совещание с участием всех заинтересованных ведомств, могу сказать, что Минздрав занимает еще более жесткую позицию. Ко второму чтению был выработан компромиссный вариант. Если говорить о ненанесении экономического ущерба данным компаниям, то мы даем переходный период. Мы не вводим одномоментно переход на пол-литровую тару. Мы говорим, продайте имеющиеся у вас запасы, и с определенного периода времени будет происходить постепенное вытеснение: сначала будут запрещены двухлитровые бутылки, потом — полуторалитровые, потом литровые, и потом, в дальнейшем, мы дойдем до пол-литровой бутылки, которая не будет запрещена, и тут уже будет выбор человека — есть пол-литровая стеклянная бутылка, есть пол-литровая банка, есть пол-литровая пластиковая бутылка, покупайте то, что вы считаете нужным.
Аргументы пивоваров, по крайней мере те, которые мне встречались, заключаются еще и в том, что запрет пластиковой тары для разлива пива приведет к сокращению рабочих мест в регионах. Этот аргумент насколько объективен?
Андрей Исаев: На мой взгляд, это тоже является показателем определенного лицемерия. Я хочу сказать, что в письмах приводят данные компании факты по сокращению примерно на 10% количества рабочих мест в нашей пивоваренной отрасли, но ведь эти сокращения произошли до принятия закона по пластиковой таре, и сокращения происходят в основном по инициативе этих четырех иностранных компаний. Они разрушают сознательно остатки отечественного рынка пивоваренного, вытесняют оставшиеся независимые предприятия, которые выпускают собственные местные известные на местах сорта, для того чтобы потом, в дальнейшем, заменить это своими предприятиями. Вот отсюда идет сокращение рабочих мест, отнюдь не от того, что в будущем может вступить в силу закон, который запретит лить алкогольную продукцию в ПЭТ-тары.
Если уже целый год западное пивное лобби как-то пытается противодействовать и, в общем, достаточно успешно, судя по всему, принятию этого законопроекта, что нам надо сделать?
Андрей Исаев: Я думаю, что общественное мнение играет очень большую существенную роль, и наши граждане могут поддержать принятие закона, обратившись к своим депутатам Государственной Думы, обратившись к своим губернаторам, руководителям Законодательных собраний. В любом случае, я могу сказать, что социальный блок Государственной Думы намерен добиться того, чтобы этот закон был обязательно принят в этом году и со следующего года заработал.