Военная маскировка: как импортное оборудование выдают за российское
Лента новостей
По информации СМИ, некоторые компании просто русифицировали закупленное оборудование, клеили лейбл «Сделано в России» и продавали его оборонным предприятиям. Это выяснилось в ходе проверки ФАС и Генпрокуратуры
На оборонные предприятия под видом российского поступало импортное оборудование. Как сообщает газета «Коммерсантъ», такие случаи были выявлены в ходе проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Генпрокуратуры.
По информации издания, некоторые российские компании просто переклеивали лейблы, русифицировали оборудование и под видом отечественного продавали его оборонно-промышленному комплексу (ОПК) в рамках госзаказа.
Несмотря на то, что закон, ограничивающий импорт товаров для «оборонки», действует уже пять лет, пробелы в его реализации все еще есть, утверждает генеральный директор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков.
Денис Кусков генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily «На сегодняшний момент, к сожалению, в законе Российской Федерации нет четкого обоснования, что можно считать отечественным оборудованием, а что нельзя. Уровень локализации производства России находится на крайне низком уровне. Если в европейском и американском варианте процентов 70 — это достаточно хороший уровень, то у нас, к сожалению, достигает в лучшем случае процентов 15-20. Такие подлоги опасны тем, что, прежде всего, это подделка документов и участие в тендере с неправильными, ложными сведениями. Также непонятно, что будет дальше с гарантией и безопасностью: если оборудование поставляется для каких-то нужд государства и если оно пойдет в военно-промышленный комплекс, могут быть проблемы, связанные уже с безопасностью страны».
Получается, что импортозамещение, которое должно помогать отечественным предприятиям, поставляющим оборудование для оборонной промышленности, зачастую, наоборот, играет против них, говорит директор по маркетингу GS Group Андрей Безруков:
Андрей Безруков директор по маркетингу GS Group «У нас и так нет ценового преимущества по сравнению с Китаем в силу ограниченности объемов внутреннего рынка. Когда государственные компании, компании с государственным участием и государственные заказчики принимают разнообразные механизмы, позволяющие иметь ценовые преференции продуктам, произведенным в России, которые имеют маркировку соответствующую «сделано в России», эти ценовые преференции сейчас законодательно и в рамках программы, например, того же «Ростелекома», варьируются, могут достигать десятков процентов. Если оборудование произведено в России, имеет соответствующее подтверждение, то у него есть ценовая преференция, а это означает, что если они ввозят гораздо дешевле, чем производимое в России, используют в составе каких-то российских систем, а потом клеят на это лейбл «сделано в России» и получают еще ценовую преференцию на это, те, кто реально это все делают в России, оказываются в еще более невыгодной ситуации».
Такая подмена должна приравниваться к диверсии, считает военный обозреватель, бывший пресс-секретарь Минобороны Виктор Баранец:
Виктор Баранец военный обозреватель, бывший пресс-секретарь Минобороны «У нас существует огромная разветвленная сеть военпредов, которые головой отвечают за то, чтобы каждая деталь, узел, блок, поставленный на ту или иную боевую технику, чтобы все это было качественно, чтобы никакого обмана не было, они несут главную ответственность. Но иногда случалось и такое, когда мошенники покупали и военпредов, брали их в долю. По самому строгому счету, такие махинации должны расцениваться как предательство, военно-техническая диверсия и караться по самым суровым статьям Уголовного кодекса РФ».
По мнению ряда экспертов, в некоторых случаях компании, которые ставят на импортной технике маркировку «Произведено в России», не нарушают законодательство. Речь идет о так называемой схеме OEM (original equipment manufacturer — «оригинальный производитель оборудования»), когда иностранное оборудование проходит модернизацию российскими специалистами. В свою очередь, представитель входящей в «Ростех» Объединенной приборостроительной корпорации Леонид Хозин заявил изданию, что в «сфере гособоронзаказа существуют жесткие требования, делающие поставки зарубежной техники под видом российской практически невозможными».