На свободу вышел Евгений Макаров — заключенный, которого пытали в ярославской колонии
Лента новостей
У него это была пятая судимость. Адвокат говорит, что сейчас решается вопрос о предоставлении Макарову госзащиты, а сотрудники ФСИН могут оказывать на него давление
Пострадавший от пыток в ярославской колонии заключенный Евгений Макаров вышел на свободу. О нем стало известно после публикации в «Новой газете» десятиминутного видео, где его избивают надзиратели колонии. Сейчас решается вопрос с предоставлением ему госзащиты, сказал адвокат Макарова Эдуард Лузин. «Сотрудники ФСИН могут оказывать давление на Евгения, для него есть опасность», — заявил защитник. Его цитирует ТАСС.
Макаров отбывал наказание в исправительной колонии № 1 — с 2012 года по статье «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Это была его пятая судимость. Будучи несовершеннолетним, он получил условный срок за кражу, затем — несколько условных сроков за драки и нанесение тяжких телесных повреждений. В колонию попал после того, как в период испытательного срока нанес несколько ножевых ранений своему знакомому.
Вот что сказал Макаров, выйдя 2 октября на свободу, в эфире «Дождя»:
После разбирательств с привлечением Следственного комитета России и правозащитников по делу об избиении Макарова 17 сотрудников ярославской колонии были отстранены от исполнения обязанностей, 13 фигурантов дела — арестованы. По всей стране прошли проверки исправительных учреждений.
Вот что рассказала Business FM обозреватель «МК», заместитель председателя общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачёва:
Ева Меркачёва зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Проверяющие комиссии были созданы в каждом субъекте. Они отрапортовали, что не нашли никаких нарушений, ни фактов превышения полномочий — ничего такого. Тогда ФСИН сделала второй круг проверок, и в итоге проверяли уже самих проверяющих. На этом этапе они нашли массу нарушений. Как нам сообщили в руководстве ФСИН, были возбуждены уголовные дела по факту этих материалов. Материалы они передали в Следственный комитет, ну, собственно, все закрутилось. В особенности, там, конечно, все материалы составляли именно из видеонарезок, когда выходил человек, и там фиксировались все применения спецсредств и силы по отношению к заключенному. Нам, конечно, хочется верить, что это не разовая акция. Как будет в дальнейшем, сложно сказать. Сейчас ФСИН как бы, в первую очередь, работает над тем, чтобы вообще любые контакты с заключенными записывались на видео. Но для этого, как они нам уже говорили, потребуется немало средств. Где-то порядка 16 млрд бюджетных денег, которые пойдут не только на закупку видеорегистраторов и видеокамер, но еще на то, чтобы обрабатывать и хранить все эти данные. Я полагаю, что это не спасет ситуацию. Конечно, оно улучшит, я думаю, не знаю, процентов на 90 сократит число нарушений, но вот стопроцентно избавиться именно от пыток и садизма будет невозможно. Почему? Потому что всегда есть такой вариант, как отключить видеорегистратор. Можно сказать, что заключенный, например, набросился и вырвал видеорегистратор и разбил его об пол. Потом будет сложно проверить, как было на самом деле. Тут уже ничего не попишешь, кроме как относиться к подбору кадров более тщательно. А здесь мы сталкиваемся с другой проблемой — зарплата у них в регионах очень маленькая. Никто не идет, поэтому они рады вообще любому человеку из деревень ближайших, который просто согласится в этой колонии работать. Естественно, они даже когда на полиграфе прогоняют его, стараются закрыть глаза на многие нюансы».
В начале сентября заместитель директора ФСИН Валерий Максименко рассказал ТАСС, что Федеральная служба исполнения наказаний в ходе двухнедельной проверки российских тюрем выявила 42 случая превышения полномочий сотрудников тюрем по отношению к заключенным.