В сети обсуждают будущий фильм «Праздник» о семье, живущей в блокадном Ленинграде
Режиссер Алексей Красовский изначально назвал картину «черной комедией». Интернет всколыхнул тот факт, что рядом стоят слова «блокада» и «комедия». Дойдет ли фильм до проката?
Блокадный Ленинград, 31 декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих «на особом положении», шесть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне забрали. Снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь — незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. По словам создателей, это будет «комедия, местами черная, но чаще светлая и новогодняя».
В ролях: Алена Бабенко, Павел Табаков, Ян Цапник. Режиссер Алексей Красовский утверждает, что история в первую очередь про людей, которые даже в самые тяжелые для страны времена умудрялись жить лучше всех.
Алексей Красовский режиссер «Я, как и любые другие драматурги до меня, стараюсь поместить героев в максимально драматическую ситуацию. Новый год в этом смысле удивителен: позволяет собрать вместе самых разных людей. Плюс мне было сложнее соврать зрителю, который наверняка спросил бы: «А откуда в Ленинграде у них везде электричество?» Именно в ночь на Новый год электричество дали. Я не режиссер-документалист, блокадников обидеть не хотел. Сердцем и душой я болею за них, собственно, этот фильм и посвящен им. Ленинградцы (я сам с ними очень много общался, пока мы готовили картину) все знают эти истории. Когда начал снимать, я постарался обойти эти темные и опасные места».
Съемки закончились, сейчас идет монтаж. Бюджет картины составил 3,5 млн рублей, сумму собрали через краудфандинговую платформу Planeta.ru. Денег меньше, чем у предыдущей картины Красовского «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли, которую, кстати, тоже много критиковали. Режиссер надеется, что новый фильм «Праздник» дойдет до проката. Кинокритик Егор Москвитин в этом сомневается:
Егор Москвитин кинокритик «Мне кажется, прецедент фильма «Смерть Сталина» здесь достаточно красноречив: сатирический подход к истории в прокате не приветствуется. Такой подход к истории кинематографом оправдан, с точки зрения истории кино в этом нет ничего шокирующего. Это сатира на поведение конкретных людей во время блокады».
Все зависит от того, как именно подается тема блокады в кино. Давать оценки, не посмотрев картину, неправильно, считает журналист, историк Николай Сванидзе:
Николай Сванидзе тележурналист, историк «Были люди (я не знаю, кого имеет в виду авторы фильма), целые социальные группы, небольшие, но близкие к партийному руководству города, которые были обеспечены во время блокады, которые не голодали и даже не худели. На этот счет есть воспоминания очень уважаемых людей, включая таких, как Дмитрий Сергеевич Лихачев. Товарищ Жданов имел возможность есть пирожные в тот момент, когда людей косил смертельный голод. Здесь все зависит от того, с какой позиции делается это кино, с какой целью. Если просто смехачество, то это ужасно. Если горькая правда с элементами черного юмора, это имеет право на существование, как многие художественные направления».
Директор Историко-архивного института РГГУ Александр Безбородов уверен, что российский зритель его не поймет. «Ленинград в духовном, интеллектуальном плане задает тон, и в Советском Союзе, и сегодня это оправдано. Это надо учитывать, это не локальная, а всемирная история», — сказал он.