Скромнее надо быть! В Лондоне арестована жена азербайджанского банкира, сорившая миллионами
Лента новостей
Замира Гаджиева только в Harrods сделала покупки на общую сумму свыше 16 млн фунтов стерлингов. Супруга бывшего главы Международного банка Азербайджана, осужденного на родине на 15 лет за растрату и мошенничество, может быть экстрадирована в Баку
В Лондоне арестована жена азербайджанского банкира, сорившая миллионами. 55-летнюю Замиру Гаджиеву обвиняют по двум эпизодам присвоения денежных средств, сообщает ВВС. 30 октября она добровольно сдалась британским правоохранителям, у которых есть запрос Азербайджана о ее экстрадиции.
Вестминстерский магистратский суд Лондона постановил, что женщина может выйти под залог в 500 тысяч фунтов, однако прокуроры были против. В итоге Гаджиева осталась под стражей. Она стала первой иностранкой, источники богатства которой потребовало раскрыть Национальное агентство Великобритании по борьбе с преступностью.
Женщина привлекла внимание правоохранителей роскошным образом жизни. На протяжении десятка лет она совершала крупные покупки в одном из самых дорогих лондонских магазинов — Harrods — на общую сумму свыше 16 млн фунтов стерлингов. Она оплачивала покупки с помощью 35 безлимитных карт банков, которыми управлял ее муж.
Сообщается, что самый крупный чек составил более 120 тысяч фунтов. В этот день она купила украшения и часы. Кроме того, в Великобритании ей принадлежит недвижимость на 22 млн фунтов, в частности дом в престижном районе Найтсбридж, по соседству с Harrods. По данным британского Национального агентства по борьбе с преступностью, дом был куплен через офшорную компанию, контролируемую Гаджиевой.
Когда власти потребовали от женщины объяснить происхождение капиталов, она не смогла этого сделать. Тогда Национальное агентство конфисковало ее драгоценности почти на полмиллиона фунтов, которые прошли предпродажную оценку в аукционном доме Chrisitie's, и заблокировало другие активы, в том числе денежные счета.
В международный розыск Гаджиева была объявлена в рамках уголовного дела ее мужа, бывшего главы Международного банка Азербайджана Джахангира Гаджиева. В 2016 году он был осужден в Баку на 15 лет по обвинению в растрате и мошенничестве. Его супруга вину не признает, а ее адвокаты подчеркивают опасность для подзащитной возвращения в Азербайджан, заявляя, что там ее похищали. Не исключено, что Гаджиеву не только не экстрадируют, но даже оправдают, полагает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий:
— Великобритания заинтересована ее оставить. Первое основание — негуманное, несправедливое следствие и содержание под стражей на территории страны, запрашивающей экстрадицию. А второй аргумент — это то, что Великобритания сама может быть заинтересована в расследовании дела об отмывании денег на территории Великобритании и в будущем с перспективой конфискации этих средств как необъяснимых.
— Ей предпочтительнее отбывать срок в Великобритании или на родине?
— Для нее выгоднее остаться в Великобритании. Во-первых, казуистика в английском правосудии такая, что не исключено, что она может быть и оправдана от всех обвинений. И не исключено, что ее вина не будет доказана, и она будет освобождена, и капиталы спасены, она останется спокойно жить на территории Великобритании, посещать Harrods. В Азербайджане шансов на оправдательный приговор у нее, скорее всего, не будет, будут конфискованы все деньги, возможно тоже посадят в тюрьму.
Правительство Великобритании неоднократно заявляло, что готовится усилить борьбу с отмыванием денег в королевстве. И одна из основных целей — капиталы россиян, нажитые преступным путем. Однако пока ничто не указывает, что Лондон собрался активно выполнять эти угрозы. Особенно в свете Brexit, отмечает российский политолог и общественный деятель, президент фонда «Новая Евразия», гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов генеральный директор Российского совета по международным делам «У нас сейчас идет семинар как раз по теме сотрудничества двух стран в области трансграничной преступности. Естественно, вопрос финансовых преступлений рассматривается достаточно детально. По мнению наших британских коллег, перспектив серьезного сотрудничества в этой сфере между Россией и Великобританией сейчас не очень много. Все случаи расследования финансовых махинаций, которые имели место в Лондоне, все-таки больше связаны с политическим мотивом. Сейчас в связи с Brexit часть финансового бизнеса, по всей видимости, уйдет из Лондона в европейские центры — во Франкфурт, в Цюрих, Париж и так далее. Я думаю, что британские власти будут прибегать к таким методам очень избирательно, поэтому я бы здесь не говорил о смене подхода к финансовым преступлениям в целом».
«Ордер на богатство неустановленного происхождения» — закон, который может применяться на всей территории Соединенного Королевства, за исключением Северной Ирландии. Он позволяет фискальным и правоохранительным ведомствам требовать объяснений происхождения любых подозрительных активов стоимостью более 50 тысяч фунтов стерлингов.