16+
Понедельник, 9 сентября 2024
  • BRENT $ 71.46 / ₽ 6419
  • RTS938.89
19 ноября 2018, 16:43 Компании

Россия оказалась в числе худших стран по стоимости бизнеса

Лента новостей

Такие выводы сделали эксперты из Московской школы управления «Сколково» и инвестгруппы UCP. Из 30 крупнейших экономик РФ заняла 27 место. Почему бизнес в России недооценен?

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 22:02

Россия — среди худших стран по стоимости бизнеса. Это значит, что отечественный предприниматель, продавая свою компанию, может рассчитывать лишь на сумму в два-четыре раза меньше, чем его коллеги в США, Западной Европе и в большинстве стран БРИКС.

Такие выводы сделали эксперты из Московской школы управления «Сколково» и инвестиционной группы UCP — текст исследования есть у РБК. Изучили 30 крупнейших экономик, сравнили их на основе «индекса стоимости бизнеса». Учитывали показатели в пяти категориях: макроэкономика, безопасность инвестиций, процентные ставки, доступность капитала и налоговая политика.

Максимальное значение индекса — 100. Россия заняла 27 место с индексом чуть выше 29. Чуть лучше ситуация со стоимостью бизнеса в Бразилии и Италии. Хуже — в Нигерии, Египте и Аргентине. Насколько объективно сравнивать стоимость бизнеса в разных странах? Рассуждает руководитель комитета по экономике московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский:

— Если представить, что брали аналогичные компании, вывод, скорее всего, верен. Компания, работающая в России, сталкивается с бесконечными изменениями в законодательство, с очень жестким регулированием. Средний и малый бизнес вообще очень сложно оценивать, он, в основном, не полностью прозрачен, в отличие от западных компаний.

— Не только США и Европе, но и странам БРИКС в этом отношении мы уступаем.

— Очень крупная страна, неравномерно распределены финансы, несмотря на то, что есть компании федерального значения, у них штаб-квартира находится в Москве и Санкт-Петербурге.

— Ценообразование тех, кто продает бизнес, из чего они исходят?

— В основном берут оборот или доход, или чистую прибыль, накладывается на это всегда главным образом желание собственника продать за те или иные деньги по каким-то личным соображениям. Просто человеку кажется, что он столько хочет получить и отойти от управления компанией.

Ориентируются ли россияне на стоимость аналогичных компаний за рубежом, когда продают свой бизнес? Об этом мы спросили Александру, которая недавно продала свой салон красоты на Никольской улице в Москве:

— С зарубежными бизнесами никто не сравнивает наш случай. Продали мы бизнес в полтора раза дешевле, чем вложили в него, но продали быстро. Стоял вопрос — или досидеть там еще один месяц и платить за аренду, или оперативно искать за меньшую стоимость. 600 тысяч мы вложили, за 400 продали.

— Почему не получилось?

— Очень большая конкуренция, очень сложно сейчас искать мастеров, потому что у мастеров очень большие запросы. Достаточно сложно, когда это не приносит того дохода, на который ты рассчитывал. Выходили в ноль, в прибыль не выходили.

— Если отталкиваться от исследования, которое «Сколково» провело, в частности, говорят, что негативный фактор — это большая зарегулированность.

— Мы работали полгода, за полгода к нам никто ни разу не пришел, хотя мы находились на центральной улице Москвы. Правда, не на первом этаже, может быть, это сыграло определенную роль.

Business FM поинтересовалась у успешных стартаперов, чего им стоило открыть собственный бизнес, стали бы они поступать так в будущем или купили готовый?

Дмитрий Степаненко основатель компании Hot WiFi «Мы занимаемся разработкой программного обеспечения, которое работает на WiFi-роутерах. Нам на старте нужны были эти WiFi-роутеры, мы смогли их купить на 50 тысяч рублей, которые я заработал, будучи студентом. А разработчиком был мой друг, который получил долю в компании и бесплатно по вечерам писал этот программный код, это был 2012 год. Мы в таком состоянии находились около трех-четырех месяцев, потом мы привлекли инвестиции уже от инвестора. У нас достаточно высокая маржинальность бизнеса, что позволяло просто из оборотных средств дальше инвестировать в какое-то развитие. Поэтому на старте этих 50 тысяч рублей и просто моего времени хватило для того, чтобы дожить до привлечения инвестиций. Я бы порекомендовал развивать свое, нежели покупать что-то готовое. Потому что есть большое количество ниш, которые не заняты, у нас низкая конкурентность в целом в стране, поэтому достаточно легко можно найти нишу и создать ее самому. В целом, я вижу больше даже не то, что чего-то не хватает предпринимателям, а то, что не пользуются всеми институтами, инструментами, которые дает государство малому бизнесу, просто об этом не знают и не используют те ресурсы, которые уже есть».

В компании по сопровождению детей Kidsway первые полгода поднимали бизнес за свой счет, рассказала основательница сервиса Анна Филиппова:

Анна Филиппова основательница сервиса по сопровождению детей Kidsway «Это было порядка полутора миллионов рублей, мы на эти деньги могли сделать какой-то сайт, оплатить аренду офиса, сделать какие-то предварительные буклеты. Мы достаточно быстро на первых месяцах создания компании попали в Фонд развития интернет-инициатив. По их программе там выделяется определенная сумма денег за процент от компаний. Безусловно, это вторая некая поддержка для компании. Далее мы уже привлекли достаточно крупное на тот момент финансирование. Интереснее, на мой взгляд, присмотреться к какой-то команде. Важна усидчивость, упорство, стремление развить эту компанию, посмотрела бы, как она развивается. Дальше я бы уже инвестировала. Всегда хороший бизнес и хорошая идея существуют во многом благодаря хорошей, сформированной команде, потому что команда оценивается не меньше, чем инвестиции в этот проект».

Дмитрий Борисов, основатель компании по онлайн-дизайну Rerooms, считает, что для крупного бизнеса самый ценый ресурс — это время, поэтому при наличии средств лучше покупать компанию.

Дмитрий Борисов основатель компании по онлайн-дизайну Rerooms «Были собственные средства, они растянуты во времени. У нас годовой горизонт вылился где-то в 20 млн рублей. У меня были и удачные бизнесы, и неудачные. Мы понимаем, что что-то взлетает, что-то не взлетает, что-то взлетает сразу, а что-то требует каких-то длительных инвестиций, чтобы взлетало. Если бы у меня были бы ресурсы денежные, проще, наверное, покупать. Потому что, если я — крупный бизнес, то для меня самым ценным ресурсом является время. Маленькие стартапы и маленькие бизнесы довольно гибко проходят этот период становления. Маленькие команды, маленькое количество различных операций на согласование, очень быстро реагируют на различную конъюнктуру рынка, очень чувствительны по цене, потому что это ресурсные деньги».

Если говорить о других исследованиях состояния бизнеса и экономики в России по сравнению с другими странами, то в сентябре Всемирный экономический форум опубликовал рейтинг конкурентоспособности государств. Там Россия за год поднялась на пять пунктов и теперь на 38-й строчке, обогнав Италию, Португалию, Польшу, Украину, Бразилию, Грецию.

Впереди России — не только развитые, но и развивающиеся страны, в том числе нефтезависимые — Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ. Россия улучшила свои показатели за счет стабилизации макроэкономических показателей после рецессии 2015-2016 годов. Но наша экономика все еще сильно зависит от экспорта полезных ископаемых. Наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в России — коррупция, ставки налогов, доступ к финансированию и инфляция.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию