В школах могут появиться психологи для учителей
Лента новостей
Национальный родительский комитет объясняет необходимость в этом участившимися случаями агрессии со стороны педагогов и повышенной психологической нагрузкой. Business FM спросила у самих учителей, нужны ли им психологи
В российских школах могут появиться психологи для учителей. С инициативой внедрения такой федеральной программы к министру просвещения России Ольге Васильевой обратилась председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец.
Необходимость появления таких специалистов в образовательных учреждениях Волынец аргументировала участившимися случаями агрессии педагогов по отношению к школьникам и высокой психологической нагрузкой на учителей.
Предполагается, что психологи будут проводить системное обучение по работе с гиперактивными детьми, детьми с дефицитом внимания, а также помогать педагогам решать проблемы в отношениях с «трудными» детьми.
При этом Волынец отметила, что занятия с психологом необходимо включить в рабочие часы учителя, чтобы педагог не волновался, что используется его личное время. Нужен ли психолог для учителей? Этот вопрос Business FM задала преподавателям и директорам школ.
Евгений Ямбург заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, директор московского Центра образования №109 «Конечно, благими намерениями много куда дорога выстлана, можно даже предложить специального клинического психиатра, чтобы лечить учителей. Это все-таки не очень профессиональное предложение. То есть они проблему видят как родители, но решение фейковое, я бы так сказал. Профессиональные изменения предполагают наличие службы, потому что детей сложных все больше и больше. И эта служба работает как раз и с детьми, и с педагогами, особенно если где есть обучение учителей работе со сложными детьми. Это новый профессиональный стандарт, это отдельная тема, здесь все свалено в одну кучу, в этом предложении. И один в поле не воин, должна быть медико-психолого-педагогическая служба школы, где и психологи, и дефектологи, и логопеды. И все конфликты, которые возникают, и обучение учителей — вопрос комплексный и системный, и никакой один человек, представьте себе, школа пять тысяч детей, 300 педагогов, и один психолог там справится?».
Учитель одной из московских школ Дарья, напротив, видит в предложении Волынец рациональное зерно:
Дарья учитель московской школы «Мне лично было бы это интересно, потому что, мне кажется, при обучении в институте не так много времени этому уделялось, и не было возможности поработать с этим на практике, чисто по-человечески не всегда знаешь, как лучше поступить в той или иной ситуации, когда сталкиваешься с различным поведением ребенка. Правда, полезно, если бы был специалист, который подсказал, как правильнее вести себя в той или иной ситуации, как правильно найти подход к конкретному ребенку, потому что отвести ребенка к психологу не всегда бывает полезным. Если ты работаешь с ребенком некоторое время, к тебе он уже открыт, а пойти к новому человеку, конкретно обратиться к психологу многим детям может быть сложно, они боятся негативного отношения к этому других детей, сверстников».
Директор московского Центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский напоминает, что учителя и так каждый год проходят диспансеризацию, в том числе и у психиатра:
Ефим Рачевский народный учитель России, директор московского Центра образования «Царицыно» №548 «Кстати сказать, и для родителей не менее актуально, чем для учителей. Я хочу вам напомнить, что учителя все-таки каждый год проходят диспансеризацию, и там помимо терапевта, хирурга, они обязательно проходят тестирование у психиатра, и приносят справочку об их психическом состоянии. Если говорить серьезно, я не понял, зачем это надо родителям. Это полнометражная чушь, потому что среди учителей, которых никогда не было меньше одного миллиона, и раньше были люди с какими-то агрессивными потугами. В 1963 году учитель труда бил меня линейкой. Он был психически ненормальный алкоголик. Но тогда не было интернета и телевизора. Что касается учителей, то если они возьмут текст профессионального стандарта педагога, там написано, что он должен обладать такой специальностью, как возрастная психология».
Преподаватель русского языка, сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий отмечает, что сначала школы вынуждены были отказаться от психологов, чтобы выполнить «майские указы», а теперь придется опять их искать:
Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка, сопредседатель профсоюза «Учитель» «А также еще можно было сделать в каждой школе комнату для релаксации и еще напридумывать тысячу хороших вещей. Это все маниловщина. Проблема, что учителям трудно работать, есть. Если бы учителя могли, в самом деле, раз в десять лет брать отпуск, и им кто-нибудь этот отпуск оплачивал бы, то выгорания происходили бы гораздо меньше. Это говорят люди, которые не представляют себе, чем живут реально школы. Да, хорошо бы сделать психологов, а где вы найдете психолога, который пойдет работать в школу? 50 тысяч школ у нас в стране, 50 тысяч психологов. Где мы их возьмем? Те, которые были в школах, десять лет назад, мы их успешно из школ выгнали, их деньги передали учителям, чтобы выполнить «майские указы», а теперь опять будем их искать».
В пресс-службе Минпросвещения сообщили, что ведомство поддерживает подходы, направленные на развитие психологических служб в образовательных учреждениях, и уже ведет работу в этом направлении. Ранее министр образования Ольга Васильева заявила о необходимости web-психологов.
В последнее время в интернете появилось много случаев, когда учителя применяют методы, находящиеся далеко за гранью педагогической этики. В частности, в Архангельской области учитель отхлестала школьников скакалкой за неуспеваемость. А в школе Комсомольска-на-Амуре учительница с 24-летним стажем побила второклассника за плохое поведение.