Лукьянов: «Грузия ожидает взаимных шагов по деэскалации, а России эти шаги просто не нужны»
Лента новостей
Президент Грузии Зурабишвили начала смягчать риторику и стала апеллировать к интересам российских туристов
Протесты в Тбилиси продолжаются, но теперь без лидеров оппозиции. Митингующие называют свою акцию аполитичной. А президент Грузии призвала Москву не создавать проблем для туристов. Ранее сразу после начала беспорядков в Тбилиси Саломе Зурабишвили заявляла, что людей заводят деструктивные силы, «выполняющие план Москвы». Ну, и что Россия — «враг и оккупант».
Однако в субботу вечером — спустя сутки после того, как президент России Путин подписал указ, запрещающий российским авиакомпаниям полеты в Грузию и поручил правительству обеспечить возвращение россиян на родину, Зурабишвили в интервью телеканалу Euronews смягчила риторику.
Саломе Зурабишвили президент Грузии «Напряженность в отношениях с Москвой существует давно, но это не помешало, например, тому, что полтора миллиона туристов посетили страну, и при этом обошлось без инцидентов с участием приезжих и местного населения. Туристы должны иметь возможность приезжать к нам, потому что они обожают Грузию, а политики и руководители должны найти решение проблемы, которая стала причиной произошедшего. Разрешить эту проблему означает вновь объединить грузинские территории, но это не должно никоим образом влиять на туристов и население».
Предыдущие заявления Зурабишвили грузинская оппозиция не поддержала, напомнив, что президент не самый влиятельный человек в стране, Грузия — парламентская республика. Но Кремль назвал это русофобией.
Зурабишвили была избрана год назад от партии «Грузинская мечта» миллиардера Иванишвили, которого многие считают пророссийским деятелем. Новое заявление грузинского лидера прокомментировал политолог из Грузии Соломон Лебанидзе.
Соломон Лебанидзе политолог «Саломе Зурабишвили — эта персона очень нейтральная всегда была — старалась дистанцироваться от разных политических сил. Она была в коалиции «Грузинская мечта» Иванишвили, и его команда способствовала победе Зурабишвили в президентских выборах. А сейчас эти ее комментарии можно оценить как старания президента позиционировать себя как отдельную силу. Я думаю, что это у нее не получится. Сам Иванишвили позиционируется как пророссийский бизнесмен, как русский олигарх, его так представляют его оппоненты, Михаил Саакашвили и его команда. Но на фоне того, что нынешние акции носят массовый характер, Иванишвили сразу переступил на сторону народа. Говорит о том, что хочет услышать общество. В данный момент общество сейчас очень антироссийски настроено, и он старается пойти по этому тренду».
Может ли Москва отменить свой запрет на авиасообщение, учитывая то, что в последние пару дней Грузия явно пытается не обострять ситуацию? Говорит политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Федор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «В Грузии внутриполитический кризис. Тут Россия стала детонатором или поводом, уж не важно. После того как руководство правящей партии допустило чудовищную глупость с этим заседанием Православной ассамблеи — надо было сообразить посадить русского депутата от КПРФ в кресло спикера парламента — оппозиция, которая там не очень влиятельна, но весьма активна, естественно этим тут же воспользовалась. Дальше начался процесс достаточно спонтанный, потому что ситуация политическая в Грузии довольно давно так чахнет, то есть период, когда «Грузинская мечта» была популярна и очень уверенно себя чувствовала, он давно прошел. У них в последние годы постепенное снижение рейтинга, на президентских выборах они с большим скрипом своего протолкнули, то есть там это копилось давно. А дальше, судя по всему, руководство страны было довольно сильно растеряно, они не были готовы к такому резкому развитию событий, и, на мой взгляд, пусковым крючком конфликта именно с Россией стало выступление президента Зурабишвили. Заявление МИД, которое огласил заместитель министра Карасин, было очень взвешенное, что русофобская выходка радикалов там, попытка реванша — ну это ничего такого. А вот дальше выступила Зурабишвили, которая фактически обвинила Россию в организации всего этого, использовала всю эту зубодробительную риторику, которая у них принята: «оккупант», «агрессор» и так далее. А самое главное, вот действительно, так выразилась, что можно было понять, что это именно Россия стоит за беспорядками. Конечно, сказала она, это прежде всего для того, чтобы дискредитировать оппонентов внутри, но получилось очень неудачно. Я думаю, что на это уже озверели в Москве. Ну а дальше уже пошла такая фарсовая версия того, что было несколько лет назад с Турцией. Только тогда была трагедия — сбитый самолет, а здесь более фарсовый вариант. Как дальше, я не знаю, потому что уже теперь приняты решения, которые обычно очень медленно отменяются, то есть то, что выстраивалось годами постсаакашвилевскими властями в Грузии, его снесли в течение суток. Тут ключевое обстоятельство заключается в том, чего не понимают в Грузии, что Грузия России, в общем, особо не нужна. Поэтому когда они подставляются, Россия принимает резкие меры (ну, там, интересы туристов у нас никогда особо никто в учет не принимает), и дальше получается, что Грузия ожидает взаимных шагов по деэскалации, а России эти шаги просто не нужны».
Протесты, которыми Москва объясняет отмену авиасообщения с Тбилиси, начались в четверг, когда депутат Госдумы от КПРФ выступил в грузинском парламенте в рамках Международной ассамблеи православия. Возмущение оппозиционных депутатов вызвало то, что российский коллега сидел в кресле спикера и говорил на русском, при том, что поддержал независимость Абхазии и Южной Осетии.
В тот день несколько тысяч демонстрантов попытались прорваться в здание парламента Грузии, требуя отставки спикера и досрочных парламентских выборов. Полиция разогнала митинг, применив слезоточивый газ и резиновые пули. Более 200 человек получили ранения. Спикер парламента подал в отставку.