Пожары, смог и «второй Чернобыль». Стихийные бедствия разворачиваются по всей Сибири
Лента новостей
Сообщения о лесных пожарах, задымленности и гари поступают из десятков городов. Экологическая ситуация осложняется из-за проблем с заводом «Усольехимпром», который Росприроднадзор называет «вторым Чернобылем»
Почти 60 тысяч человек поддержали петицию с призывом ввести режим ЧС на территории Сибирского федерального округа из-за лесных пожаров на севере Красноярского края и в Иркутской области.
Самая напряженная ситуация — в Иркутской области. Здесь за сутки площадь лесных пожаров выросла почти на 30% — до 458 тысяч гектаров. В зоне задымления — более 100 населенных пунктов.
Роспотребнадзор сообщает о превышении допустимой концентрации загрязнения воздуха в городе Киренске. По словам советника руководителя Рослесхоза Александра Агафонова, плотные дым и смог сохранятся как минимум до 26 июля.
Экологическая ситуация осложняется из-за проблем с заводом «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирское. На этом предприятии — большое количество ртутьсодержащих остатков, все производство заражено ртутью. В корпусах завода хранятся емкости с химически опасными веществами, часть из них находится под давлением. Росприроднадзор открыто называет завод «вторым Чернобылем» и настаивает на его рекультивации.
Ситуацию прокомментировала журналист телекомпании «Восточная Сибирь» Галина Тюрнева.
Галина Тюрнева журналист телекомпании «Восточная Сибирь» «Давайте начнем с истории «Усольехимпрома». Эта тема действительно очень долгоиграющая в Иркутской области. Как вы знаете, это бывший советский промышленный гигант, который выпускал хлор, но долгое время предприятие находится в заброшенном состоянии. Искали собственника, однако расходы, которые влечет за собой демеркуризация цехов, ликвидация отходов, большинство бизнесменов пугает, потому что речь идет не просто о миллиардах, а о десятках миллиардах рублей, и без федеральной поддержки произвести все эти работы не представляется возможным. «Усольехимпром», действительно, для Иркутской области крайне проблемный объект, на протяжение десятилетий решить вопросы с ним не может ни один из сменившихся губернаторов. Сейчас ситуация крайне обострилась, поскольку цеха предприятия стоят заброшенными, их охраняет частное охранное предприятие. С начала этого года, мы уже сбились со счета, наверное, больше 20 пожаров зафиксировано, поскольку все оборудование «Усольехимпрома» пытаются унести на металлолом, пытаются проникнуть на территорию совершенно посторонние люди. Опасно, что отходы попаду в Ангару. Насчет пожаров: ежедневно растет площадь пожаров, говорит север Иркутской области, в регионе действует режим ЧС, доступ к лесам сейчас запрещен. Но с учетом того, что часть спасательных служб и часть финансирования брошены на ликвидацию последствий паводков, почему-то с пожарами у нас все достаточно проблематично. Сейчас правительство сообщает о том, что весомая часть площадей, которые горят на севере, находится только в зоне космомониторинга. Это говорит о том, что никакие силы туда направлены не будут, тушить их также не будут, то есть это тайга, которая далеко от населенных пунктов, просто горит. Что касается задымленности, 35 населенных пунктов сейчас испытывают на себе сложности из-за большого дыма. В первую очередь, это касается северных городов области. В социальных сетях появляется огромное количество фотографий и видео, дым проникает в жилые дома, дым доходит вплоть до областного центра. Над Иркутском сейчас тоже висит легкая дымка. Кроме того, горит Красноярский край, поэтому нам фактически деться. Всего за сутки спасателям удалось локализировать только три возгорания из почти сотни».
В Красноярском крае масштаб лесных пожаров бьет многолетние рекорды. Огонь уже подбирается к населенным пунктам, отметил главный редактор KrasNews.com Дмитрий Полушин.
Дмитрий Полушин главный редактор KrasNews.com «Эпицентр лесных пожаров сейчас находится на севере Красноярского края, в Эвенкийском районе, это Таймыр, это Кежемский район, Богучанский район. Уже предполагается, что порядка 70 тысяч гектаров сгорели, по некоторым данным, цифра уже называется и миллион гектаров. Наверное, обывателям ни о чем не говорит эта цифра, но в обычный год ущерб от пожара — это 30-50 тысяч гектаров, то есть масштабы пожара в четыре раза выше самых худших прогнозов, и это еще середина только пожароопасного сезона. Сейчас все силы МЧС сосредоточены в северных районах Красноярского края, где стена огня уже на 20 километров приблизилась к населенным пунктам, около десятка поселков находятся в непосредственной опасности. Там работают штабы, там работают несколько сотен сотрудников МЧС. Что касается эвакуации, то ничего не слышно об эвакуации людей. Напротив, сейчас сообщается кулуарно, что ситуация уже взята под контроль, пожары потихоньку сами тухнут».
Екатеринбург окутала белая пелена, жители жалуются на запах гари и химии. Предупреждений от МЧС не было. Причина запаха и задымленности выясняется. По данным синоптиков, в городе туман. ГИБДД предупреждает об ухудшении видимости на дорогах. Комментирует корреспондент Znak.com Игорь Пушкарев
Игорь Пушкарев корреспондент Znak.com «Запах гари с западной стороны города, по крайней мере, там, где я живу, начал ощущаться еще в выходные. Сегодня рано утром, 5-6 утра, уже была заметна очень густая пелена, и действительно такой привкус и запах гари присутствовал. Что это такое, пока не очень понятно, идут разговоры о том, что что-то горит вокруг Екатеринбурга. Есть версия о том, что это до нас доносится дым от пожаров в соседней Тюменской области, кто-то даже говорит о том, что это, возможно, доносит ветром дым от пожаров крупных лесных в Восточной Сибири. Сотрудники МЧС и ряд лабораторий ведомственных, в которые мы пытались обратиться, пока отрицают, что это гарь, говорят, что это туман, но, между тем, особого доверия эти сведения пока не вызывают, потому что у жителей есть собственные субъективные ощущения, и они эту гарь чувствуют. Пока такая ситуация».
Лесные пожары продолжаются в Томской и Тюменской областях, в Ханты-Мансийском автономном округе. Жители регионов жалуются на запах гари и смог. По данным МЧС, дым в города попал из-за розы ветров.