Во имя мира и политического транзита. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«После визита в Москву Атамбаева все приличия соблюдены и ясно, что новые политические потрясения крайне нежелательны. Все сигналы, таким образом, посланы, а если не дойдут, то, возможно, потребуется еще один разговор президентов России и Киргизии», — считает политолог
Президент России Владимир Путин провел встречу с бывшим президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым в Кремле, на которой обсудил ситуацию в регионе и республике. Путин подчеркнул, что он «всегда открыт для контактов и с действующими коллегами, и с теми, кто оставил уже высшие должностные обязанности».
После встречи с политиком, которому на родине грозит арест и 20 лет тюрьмы по обвинению в коррупции, Путин заявил, что Киргизия уже пережила несколько потрясений и на этом нужно остановиться. Бывший президент Киргизии, которого парламент накануне лишил неприкосновенности, прилетел в Москву спецбортом с российской авиабазы в городе Кант.
Парламент Киргизии 20 июня передал в прокуратуру перечень обвинений в адрес Атамбаева, подготовленный специальной депутатской комиссией. По версии депутатов, бывший президент причастен к коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека, освобождению по поддельным медицинским справкам лидера ОПГ Азиза Батукаева, узурпации власти и другим незаконным действиям. Его уже вызвали на допрос, но он отказался туда явиться.
Атамбаев называет обвинения «абсурдными». Он руководил страной с 2011-го по 2017 год и стал единственным всенародно избранным президентом, который, отказавшись баллотироваться на новый срок, добровольно передал власть после выборов новому главе государства Сооронбаю Жээнбекову. Однако вскоре были возбуждены уголовные дела против членов команды Атамбаева по обвинениям в коррупции. Что станет дальше с бывшим президентом Киргизии и с отношениями России с этой страной?
Политический транзит на постсоветском пространстве — дело во всех смыслах деликатное, а киргизский, образно говоря, «кейс» — так и вовсе уникален. Президент азиатской страны совершенно добровольно, без всякого давления и проблем со здоровьем, отказался баллотироваться на второй срок, сказав, что хочет больше времени проводить с семьей, а также сочинять песни и исполнять их под гитару.
Атамбаев сам подобрал себе преемника в лице тогдашнего премьер-министра и давнего соратника Сооронбая Жээнбекова. Однако вскорости он об этом горько пожалел. Преемник «повернулся спиной» к бывшему покровителю и обвинил Атамбаева в коррупции, он также взялся за его друзей и соратников. В ответ Атамбаев отложил в сторону гитару и возглавил оппозиционную социал-демократическую партию, признавшись публично, что в своем выборе насчет преемника ошибся.
Ответ «прилетел» из парламента, который — уже в духе чисто азиатских традиций — забыл о прежней собственной подобострастной лояльности Атамбаеву и снял с него в конце июня неприкосновенность. Что, впрочем, в Москве если и заметили, то решили не реагировать. Мол, это внутреннее дело страны. Тем более что отношения с новым руководством складываются вполне нормальные, а интересов России и российского бизнеса в Киргизии немало. Тем не менее недавно нынешний президент Киргизии уже посетил Москву и, видимо, изложил свою точку зрения на происходящее.
Теперь настало время выслушать другую сторону, точно в соответствии с традициями «высшего политического арбитража». Тем более что история уже наглядно показала, что как только на постсоветском пространстве перестает по каким-то причинам работать российский «политический арбитраж», то там сразу начинает работать либо вашингтонский, либо, как может случиться с Киргизией, китайский. В силу большого интереса Пекина к этой стране.
Само по себе, мягко говоря, непочтительное отношение к бывшему главе государства, который был к Москве не менее лоялен, чем нынешнее руководство, не может Москву не настораживать. Потому что как минимум может подорвать уверенность ее союзников на постсоветском пространстве в том, что Россия способна выступать гарантом мирной передачи власти, а в случае не совсем мирной передачи не сможет гарантировать хотя бы личную неприкосновенность бывшему главе государства. И на чем тогда, спрашивается, будет держаться эта самая лояльность?
Именно поэтому Виктор Янукович сейчас может спокойно проживать в России. Именно поэтому в Москве с подозрением смотрят на нынешнего «народного премьера» Армении Николо Пашиняна — ведь это с его подачи заведено уголовное дело против бывшего президента Кочаряна, которого тягают на допросы, и это считается не совсем «по понятиям». А если завтра встанет вопрос о политическом транзите в Белоруссии? И мы даже не будем экстраполировать такую неприятную ситуацию на саму Россию.
После визита в Москву, где его принимали не где-нибудь, а в Кремле, куда он приехал с кортежем и «мигалкой», Атамбаев политкорректно заявил, что «свои внутренние проблемы в Киргизии мы будем решать сами». Кремль тоже в свою очередь соблюдает все приличия, ни в коей мере не подрывая авторитета нынешней власти в Киргизии. Мол, ради политической стабильности все должны сплотиться вокруг ныне действующего президента, но и новые политические потрясения крайне нежелательны. Все сигналы, таким образом, посланы, а если не дойдут, то, возможно, потребуется еще один разговор президентов России и Киргизии.
А в это время в Киеве как раз вызвали на допрос по заведенному на него уголовному делу другого бывшего президента — Порошенко. Но Москва за него точно вступаться не будет. Он «плохо себя вел» на своем посту. Как не вступалась Москва ранее и за бывшего президента Грузии Саакашвили, который уже успел стать «уголовником» на родине. Потому что он вел себя еще хуже.