Массовые протесты в Гонконге привели к транспортному коллапсу
Лента новостей
Отменено более 200 авиарейсов, заблокированы дороги, нарушена работа нескольких веток метро. Глава администрации Гонконга заявила об опасной ситуации
Обновлено в 13:02
Массовые протесты в Гонконге, которые продолжаются с начала июня, привели к транспортному коллапсу. Как сообщает радиостанция RTHK, 5 августа отменено более 200 авиарейсов, заблокированы дороги, нарушена работа нескольких веток метро. Активисты призывают к всеобщей забастовке.
«Гонконг считался безопаснейшим городом в мире. Но серия радикальных действий создала опасную ситуацию», — заявила глава администрации Гонконга Кэрри Лам. По ее словам, происходящее вышло за пределы протестов против закона об экстрадиции, который еще несколько недель назад был отменен. Закон, разрешавший выдачу из Гонконга в материковый Китай подозреваемых в нарушении законов КНР, и стал причиной первой волны протестов.
О ситуации Business FM рассказал житель Гонконга Владимир:
— Мне кажется, никто не ожидал, что настолько все будет эскалироваться, началось все с достаточно мирных протестов. В настоящее время протесты переросли в беспорядки. Протесты происходят практически каждый день, и с каждым разом становится страшнее и страшнее. Один из девизов протестующих — это «быть водой». Это означает, что они очень быстро собираются и очень быстро расходятся, то есть протесты достаточно хаотичные, происходят в абсолютно разных частях города. Сегодня в городе проходит всеобщая забастовка. Наиболее этому подвержен гонконгский аэропорт. Гонконгский аэропорт — один из наиболее загруженных аэропортов в Азии, и когда отменяют 230 рейсов, аэропорт как точка инфраструктуры просто превращается в точку хаоса.
— Из каких социальных слоев протестующие?
— Большинство протестующих — это молодежь: либо студенты, либо люди от 20 до 30 лет. Они являются костяком данного протеста. В большей степени это, скажем, низкий и средний класс.
— Насколько это вам как жителю осложняет повседневную жизнь?
— До сегодняшнего дня, наверное, не так сильно ощущались последствия протеста, потому что они проходили в разных районах. Если грамотно планировать свое время и свои передвижения, то можно было эти протесты не замечать и не испытывать дискомфорта. Но то, что происходит сегодня, конечно, очень сильно сказывается на всей транспортной инфраструктуре города и возможности передвигаться. Ряд моих бизнес-встреч был отменен из-за того, что люди просто не могут добраться до своих офисов.
— Многие пишут, что некоторые компании, у которых в Гонконге представительства, офисы, подумывают о том, чтобы перевести их, например, в Сингапур. Есть такая тенденция?
— Я работаю в банковской сфере, и большое количество банкиров, с которыми я общался за последние несколько недель, говорили о том, что это большой риск для бизнеса и на будущий год планируется, может быть, урезание бюджета на Гонконг из расчета как раз-таки политического риска.
Манифестации, погружающие Гонконг в хаос, потеряли рациональность, говорит руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.
— То, что сейчас происходит в Гонконге, это нарастающее недовольство, которое копилось в течение нескольких последних лет, ибо многое было связано с тем, что материковый Китай, как кажется жителям Гонконга, постоянно уменьшал количество экономических, финансовых, юридических прав жителей Гонконга, то есть нарушал те правила, которые КНР взяла на себя во время перехода Гонконга под юрисдикцию КНР. Во-первых, выдвигается лозунг «Гонконг не Китай», во-вторых, выдвигаются лозунги о заевшейся бюрократии, причем это как бюрократия в Гонконге, так и бюрократия в КНР, и так далее. Но самое главное, у демонстрантов нет ни политической программы, ни какого-то четкого требования, что нужно сделать, чтобы демонстрации прекратились.
— Как вы думаете, как дальше все это будет развиваться?
— По сути, власти в состоянии с этим справиться, но это решение вопроса будет слишком кровавым и слишком жестким, сейчас все ожидают, что власти КНР прикажут подразделениям Народно-освободительной армии Китая выйти на улицы. Есть, например, небольшой гарнизон, который стоит в Гонконге, есть и гарнизоны, которые стоят по границам Гонконга в городе Шеньчжэнь, и если эти гарнизоны выйдут на улицы, конечно же, будет подавление демонстрации, и не исключено, что оно будет очень жестким и, возможно, не обойдется без жертв, учитывая довольно узкую географию Гонконга с ее небольшими улочками. И в этом плане власти как раз ждут в надежде, что протест выдохнется. Но он не выдыхается. Китай практически так же поступал в 1989 году во время событий на площади Тяньаньмэнь. То есть власти очень долго ждут и пытаются уговорить демонстрантов, пытаются сделать так, чтобы они разошлись по домам. Но когда становится понятно, что это угрожает уже и власти КНР, это угрожает в том числе и финансовому благосостоянию Гонконга, поскольку Гонконг каждый день утрачивает миллионы упущенной выгоды, то не исключено, что власти введут войска в Гонконг, и это будет, пожалуй, трагедией Гонконга, потому что больше никогда Гонконг не будет прежним. Эскалация уже сейчас достигла своего взрывоопасного пика. Например, вчера местные правоохранительные органы распыляли спрей, протестующие бросали камни и бутылки с водой, идут аресты — просто выдергивают людей из толпы.
— Во всем происходящем есть ли какое-то влияние извне?
— Власти КНР первоначально считали и говорили, что это абсолютно внутреннее дело Гонконга и никакого внешнего влияния нет. Сейчас, буквально за последние несколько дней, власти КНР начали говорить о том, что США пользуются этой ситуацией, хотя в лоб не обвиняют, что США были каким-то образом зачинщиками или как минимум стимулировали некоторые выступления. КНР уже начинает намекать, что есть влияние третьей силы.
Власти оценивают число демонстрантов в 13 тысяч, сами они говорят о десятках тысяч людей, вышедших на улицы. В минувшие выходные за участие в незаконных собраниях и нападениях полиция Гонконга арестовала 44 человека.