Гартунг прокомментировал инициативу, касающуюся запрета на использование старых автомобилей
Лента новостей
«Речь идет только о коммерческом транспорте, не о личном», — сказал депутат Госдумы Business FM. Ранее сообщалось, что промышленный комитет хочет запретить использование старых машин
Обновлено в 17:55
Промышленный комитет Госдумы, как сообщил 14 августа «Коммерсантъ», хочет запретить использование старых автомобилей. Как пишет издание, за инициативой стоит заместитель председателя комитета Альфия Когогина, которая по совместительству является супругой президента КамАЗа Сергея Когогина.
При этом не уточнялось, идет ли речь о частных или коммерческих машинах, с какого срока автомобили будут считаться старыми и какие санкции предполагается применять против нарушителей.
В Госдуме Business FM пояснили: ни о каком запрете или наказании речи не идет — только о стимулировании владельцев таких машин, и, кроме того, личные авто рекомендации, направленные в правительство, не затрагивают. Рекомендации исключить из эксплуатации старые машины касаются только коммерческого транспорта старше 20 лет.
Ситуацию комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг.
Валерий Гартунг первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству «Старые грузовые автомобили, которые выпущены 20 или более лет назад, по нынешним экологическим стандартам не подходят ни под один стандарт. В большим городах-миллионниках сегодня угрожающая экологическая ситуация. На 85%, если брать Москву, она создана именно транспортными средствами. Ну и плюс еще обратите внимание, сколько у нас аварий из-за технического состояния автомобилей. Личные авто никто не трогает, по ним может быть возобновлена программа утилизации. В регионах большая часть транспорта, в том числе и государственного, скорые, почтовые службы — это старые автомобили. На них нужно выделять деньги и менять. У правительства профицит. В прошлом году было 2,7 трлн рублей, в этом 2 трлн, суммарно это 5 трлн рублей. Один процент выделите, из 5 трлн 50 млрд, и этого будет достаточно для того, чтобы серьезно обновить парк. Причем если по 50 млрд в течение пяти лет выделять, вы за пять лет все обновите. Можно ведь ограничения ставить, например начать с 25 лет. Потом ограничить 20, потом 15 годами и остановиться на этом. Или еще какие-то варианты использовать, по пробегу например. Для какого-то вида транспорта возраст 20 лет или пробег миллион километров, для какого-то — 500 тысяч. Для разного вида транспорта свой подход должен быть. Но еще раз подчеркиваю: речь идет только о коммерческом транспорте, не о личном. Речь идет не о запрете, не о наказаниях, а о стимулировании».
Если инициатива вдруг превратится в запрет эксплуатации коммерческого транспорта старше 20 лет, это очень сильно ударит по региональным перевозчикам, считает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
Валерий Войтко координатор ассоциации «Дальнобойщик» «Я не скажу, что экономика встанет, но ряд регионов будет испытывать трудности с бесперебойной доставкой грузов. Что касается самого автопарка, если говорить аккуратно, потому что в зависимости от региона эти цифры сильно меняются, то треть — это новые машины, треть — это машины старше 15-20 лет и треть — это такое промежуточное состояние, 5-10 лет. Для большинства участников рынка это «хватай больше — вези дальше». На чем повезешь? Смею вас уверить, экспедиторов и логистов это особо не волнует. Они зачастую сами предпочитают набирать водителей с техникой постарше, чтобы платить меньше. Если закон примут, то в Москве, Подмосковье, области, в сторону Питера и в сторону Ростова, на въездах в города (там особые экологические режимы), наверное, те коллеги, которые занимаются такого рода перевозками, при наличии каких-то льготных программ типа программы по обновлению автопарка подумают о том, что имеет смысл приобрести машину поновее. Но если мы посмотрим на карту от Волги, от Урала и вправо, то за редким исключением автоперевозчики считают, что чем проще, надежнее, безотказнее машина, тем спокойнее работается перевозчику. Совсем современный транспорт перенасыщен электроникой, и его не особо любят в районе Сибири, Севера и Дальнего Востока».
Вместе с таким законопроектом надо еще как-то воздействовать на производителей, поскольку и новые машины, а не только очень старые ломаются часто и не выгодны в эксплуатации, отметил технический директор логистической группы компаний AsstrA Вадим Плотников.
— В вашей компании какое соотношение условно новых машин, машин среднего возраста и старых?
— Почти 100% это средний возраст — от пяти до десяти лет. Совсем новых машин у нас пять — это от года до трех лет.
— А если речь идет об автомобилях старше 20 лет?
— Таких автомобилей у нас нет.
— С чем это связано?
— После 20 лет уже слишком большой износ, и он требует очень частых простоев в ремонтах, больших затрат. Хотя есть специфика работы для транспорта. Где-то в портах, например, он за 20 лет может проехать не больше тысячи километров и будет выглядеть как новый. Но мы сейчас говорим именно о магистральных перевозках, здесь 20 лет — это возраст более чем предельный. Закон, я так понимаю, должен повлиять на маленьких частных перевозчиков, которые до сих пор эксплуатируют старую-старую технику. Они пострадают. И непонятно вообще, куда предлагается девать весь этот старый автохлам. Это будет утилизация, или что с ним дальше делать?
Аналогичные инициативы выдвигались и раньше, но ни одна из них не стала законом, кроме запрета на перевозки детей автобусами, находящимися в эксплуатации более 10 лет: эта норма вступит в силу в следующем году.