Банки завалили коллекторов долгами
Лента новостей
Совокупный портфель долгов физлиц, выставленных банками на продажу, превысил 2,5 млрд долларов, превысив показатель 2008 года почти в два раза. С 16 до 25 возросло и количество банков, желающих продать «нехорошие» портфели коллекторам
Совокупный портфель долгов физлиц, выставленных банками на продажу, превысил 2,5 млрд долларов, в то время как в 2008 году этот показатель был на уровне 1,3 млрд. Количество банков, желающих продать «нехорошие» портфели коллекторам, возросло с 16 в 2008 году до 25 в 2009. Такие данные содержатся в аналитическом обзоре коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн».
В 2009 году банки продали почти в два раза больше проблемных кредитов коллекторам, чем годом ранее, констатируют эксперты агентства. Таким образом, в пошлом году сделки по переуступке права требования по просроченным кредитам физических лиц не только оставались востребованными банками, но даже стали более интересными.
В прошлом году качество продаваемых долгов по кредитам серьезно упало — портфели формируются из очень «тяжелых» для взыскания долгов: либо уже серьезно отработанных самими банками, либо из кредитов, выданных мошенникам, отмечается в исследовании. При этом если до кризиса большинство продаваемых долгов составляли потребительские кредиты и кредитные карты, то сейчас продаются в том числе ипотечные кредиты, причем объем таких предложений от банков постепенно растет. Еще одной особенностью прошлого года стало выставление на продажу портфелей, обеспеченных залогом, чего раньше практически не было.
В результате, с началом кризиса цены на просроченную задолженность начали снижаться, дойдя к концу 2009 года до уровня 1,5–3% от портфеля с 4–5% по данным на конец 2008 – начало 2009 годов (до кризиса — 6–9%).
Заместитель генерального директора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков также отмечает, что на цену по портфелям влияет не только их объем на рынке, но и качество долгов. «Сейчас мы фиксируем существенное ухудшение качества портфелей, в основном, в корпоративном сегменте. Это обусловлено тем, что во многом предлагаются долги, объективно нереальные к взысканию», — отмечает он.
Генеральный директор долгового агентства «Пристав» Артур Александрович, комментируя отчет «Секвойя Кредит Консолидейшн», рассказал, что действительно можно говорить о том, что сделки цессии стали более интересными для кредиторов, если учитывать мотивы банков. «Банки стали больше заинтересованы в наличных средствах. Таким образом, если банк испытывает проблемы с «кэшем», он с большим интересом продает долги. Если говорить о цене портфелей, то скачок вниз произошел в декабре, а потом цены пошли вверх. Но утверждать, что сейчас все продается по бросовым ценам, я бы не стал. Если один банк продает годичный портфель под 6%, а второй — трехлетний портфель под 1%, это еще не значит, что цены упали. Это просто портфели разные», — говорит эксперт.
Возросла и частота продажи долговых портфелей банками: если раньше один банк продавал долги в среднем раз в год, то в 2009 году — уже 2,5-3 раза, отмечается в отчете. При этом портфели на продажу стали выставлять даже банки, которые раньше предпочитали не переуступать свои права требования по просроченным кредитам. В итоге, средний срок выставляемых на продажу долгов увеличился с 18 месяцев в 2008 году до 36 месяцев в 2009 году, а объемы переуступаемых портфелей выросли в 1,5–2 раза. Также произошло увеличение средней суммы продаваемого долга: если в 2008 году она составляла 28,141 тысячи рублей, то в 2009 году стала на 18% больше — 33,453 тысячи.
Как отметила в разговоре с BFM.ru генеральный директор «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева, в 2010 году портфель просроченных кредитов, который выставляется банками на продажу, продолжит рост. «Мы считаем, что вполне вероятно увеличение портфеля до 3,5-4 млрд долларов с 2,5 млрд в 2009 году. Естественно, с точки зрения качества этого портфеля, мы пока не предвидим серьезных изменений, потому что в прошлом году новых кредитов было выдано довольно мало. По сути, проблемные активы, с которыми мы сейчас работаем, имеют еще докризисную природу, — объясняет представитель агентства — Что касается цены, за которую продаются эти портфели, мы не считаем, что будет какое-то серьезное изменение даже с приходом новых игроков на этот рынок. Скорее всего, цена останется в том же диапазоне — от 3 до 5% от общей стоимости. Возможно, цена даже будет снижаться, если качество выставляемых портфелей ухудшится».
По прогнозам Александра Щербакова из АКМ, цены розничных портфелей банков, напротив, будут иметь тенденцию к росту. «На наш взгляд, стоимость портфелей таких кредитов, а именно: в телекоммуникационной отрасли, в сфере страхования и жилищно-коммунальных услуг немного подрастут, а вот задолженности в корпоративном сегменте — вряд ли, — говорит эксперт.
Он также отмечает, что в абсолютных величинах объем портфеля будет увеличиваться, но в относительных рост пойдет меньшими темпами, чем во второй половине 2008 года и весь 2009 год. «Это будут в основном отголоски тех долгов, которые возникли на пике кризиса. Новые портфели, в том числе в корпоративном сегменте, появляться будут гораздо менее интенсивно. Это обусловлено тем, что большинство участников рынка — кредитного, страхового, факторингового — год назад кардинально пересмотрели свои требования. В результате кредитные политики у большинства кредитующих деньгами, товарами или услугами организаций стали гораздо более жесткими, а контрагентов стали выбирать значительно тщательнее. Соответственно, объем просроченной задолженности относительно 2007–2008 годов существенно сжался», — говорит Александр Щербаков.
С точки зрения Артура Александровича, 2010 год способен увеличить конкуренцию на коллекторском рынке. «Появилось много желающих вложить деньги, и конкуренция может возрасти. В случае, если будет больше «голодающих», желающих купить портфели, цены пойдут вверх. Это было бы логично с точки зрения экономики», — говорит он.
Иностранцы заинтересовались «нехорошим» портфелем
«Плохими» долгами российских банков интересуются не только отечественные коллекторы, но и иностранцы. Вкладываться в нездоровые активы стало модным после глобального кризиса, ведь коллекторский бизнес особенно активно развивается именно в России, а наши банки предоставляют вдвое больший дисконт, чем европейцы.
Сегодня стало известно о том, что Международная финансовая корпорация (IFC, подразделение Всемирного банка) совместно с германским холдингом KG EOS Holding GmbH&Co собирается инвестировать 50 млн долларов в выкуп проблемных активов в Европе и Центральной Азии. Российский рынок попадает в зону особого внимания.
Помимо этого, собрать по российским банкам плохие долги решили шведские инвестфонды East Capital Financils и East Capital Explorer. Третий партнер в этом союзе — крупнейший в Европе коллектор Intrum Justitia. В качестве пробного шага он заявил об инвестициях в размере 20 млн евро.
По словам генерального директора коллекторского агентства ЭОС в России (является частью холдинга KG EOS Holding GmbH & Co) Мариуша Клоска, если эксперимент будет успешным, оба инвестора обещают поднять бюджеты своих проектов до ста миллионов долларов. «Для сборщиков долгов, российский рынок — непаханое поле», — уверен специалист.
По мнению председателя совета директоров Соцгорбанка Александра Дмитрука, российский рынок коллекторских услуг более волатильный и, следовательно, более рискованный, чем западный. «Конечно, российские банки предоставляют больший дисконт, чем зарубежные. Например, дисконт в 10-20% у иностранцев считается хорошим, а в России при этом банки готовы предоставлять скидку в разы больше», — уверен эксперт.
Проблемным в России считается каждый десятый кредит. Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков в интервью Business FM рассказал, что видя фактически безнадежную задолженность, банки продают коллекторским агентствам или иным инвесторам портфели с дисконтом в 95%, а то и в 97–98%. «Однако это не массовое явление, то есть с большой скидкой продается около 10% потребительских кредитов», — уточняет он.
Помимо хороших дисконтов, у российских покупок есть еще один плюс — деньги в нашей стране дешевле, чем за рубежом.