Российским фермерам не хватает рабочих рук
Лента новостей
Астраханская область потеряет до 70% овощей и бахчевых, подсчитал Минсельхоз региона. Фруктов и овощей на прилавках станет меньше, а цены неизбежно вырастут. Фермеры готовы платить работникам в два-три раза больше, но людей все равно не хватает
Минсельхоз Астраханской области стал первым, кто спрогнозировал большие убытки из-за дефицита рабочих рук. Но проблема эта повсеместная, говорят фермеры. Они переживают уже второй пандемийный сезон, как разъехались мигранты.
В первую очередь кризис затронет овощи и бахчевые культуры — арбуз, дыню и тыкву. Собирать их надо вручную, а не техникой. Но на полевые работы никто из местных идти не хочет, даже студенты, говорит Айбек Мирзаев — у него фермерское хозяйство в Астраханской области.
— У нас не только арбузы, но и картошка, и помидоры, и перец. Сажаем своими силами. Местное население и так, и так работает, но их столько нет. Например, мне нужно 90 человек, моему соседу — 70. А с одного села выходит всего лишь 60 человек. Больше народу нет!
— А сколько в среднем зарабатывает человек, который на бахче работает?
— 1000-1200 рублей за день. Плюс там доставка у нас, машины нанимаем. В раз уходит 1500 тысячи.
— От чего-то пришлось в этом году отказаться?
— Естественно. У нас было, например, около 200 гектаров, в этом году 120, по-моему. Себестоимость намного дороже выходит, если по такой цене будем давать, мы просто в убытке будем. Нам нечем будет кредит отдавать. Вот авиасообщение открыли. Сколько работяг на бахчу приедут, мы еще не знаем. А сколько билет будет стоить, в принципе не знаем. Ну, просто они сейчас не приедут.
Перед началом посевной число вакансий в агропроме выросло на треть — чаще всего требуются трактористы, агрономы и овощеводы. В попытке хоть как-то завлечь рабочих фермеры в несколько раз подняли зарплаты. Но соискатели не то чтобы побежали, говорит журналист «Российской газеты» Наталья Коротченко, которая изучила проблему на месте.
Наталья Коротченко журналист «Российской газеты» «В этом году не смог приехать вообще ни один мигрант. Региону требуется 11 тысяч рабочих. Местные безработные — их достаточно много зарегистрировано, 20 тысяч — в поле идти работать не хотят, потому что тяжелый физический труд, летом очень жарко — до 50 градусов. Фермеры уже сворачивают ассортимент, а некоторые переходят на другую продукцию, то есть, например, если были овощи (а их особенность в том, что нужно вручную собирать), то переходят на картофель, потому что его можно механизированно как-то собрать с помощью комбайна. Ценник зашкаливает, в прошлом году уже ценник поднимался до 5 тысяч рублей в день. А в этом году фермеры уже готовы и за 10 тысяч, как они говорят, нанять работников, но нанимать, по их словам, некого».
Зарплаты, которые предлагают некоторые фермеры, сейчас и правда значительно выше рынка. По данным сервиса по поиску персонала «Свое фермерство», овощеводам готовы платить до 35 тысяч рублей в месяц, сборщикам ягод и грибов — до 40 тысяч. Агрономы могут рассчитывать уже на 150 тысяч, а трактористам в некоторых селах Самарской и Новосибирской областей предлагают аж до 250 тысяч рублей. Зачастую не требуется даже опыт — лишь бы согласился работать в пиковый сезон. Иногда дают и временное жилье.
Но это все-таки исключения — в большинстве фермерских хозяйств таких ресурсов нет, говорит астраханский фермер Николай Устинов.
Николай Устинов астраханский фермер «В овощеводстве могут работать только Узбекистан, Таджикистан — больше никого. У нас мешки надо поднимать 40 килограммов. Кто их подымет? Хотят, чтобы мы с какой-то биржи кого-то набрали, кого мы сейчас можем набрать? Привезут сейчас где-то человек десять, а дефицит будет 13 человек. Один молодой человек с Узбекистана заменяет наших двух-трех человек. И начинается поднятие цен. Я вчера был в Волгограде, покупал просто зерно. 2,5 тысячи они платили в день человеку. В этом году он отказывается выращивать лук, говорит, в этом году я не буду выращивать, смысла нет никакого. Если 2,5 тысячи в день кому-то платить, он сам тогда ничего вообще не будет иметь. Я плачу деньги, я за это отвечаю, я их оформляю — все официально. Почему у меня нет выбора никакого? Все говорят, что завтра решат, послезавтра решат, говорили, с 1 апреля опять что-то решат. Ну, вот авиасообщение открылось, а что авиасообщение — один самолет в неделю».
С 1 апреля возобновились рейсы в Россию из Узбекистана и Таджикистана — спустя ровно год после запрета из-за пандемии. Но число рейсов пока сильно ограниченно. Посольство России в Узбекистане говорит об одном регулярном рейсе в неделю между Москвой и Ташкентом. У Таджикистана — по два рейса в неделю. Это крайне мало, говорят фермеры — с такими темпами 2 млн человек на российские поля не привезти. А именно столько рабочих нужно России, чтобы выйти на уровень сборов до пандемии.