16+
Понедельник, 14 октября 2024
  • BRENT $ 78.17 / ₽ 7510
  • RTS903.24
14 апреля 2021, 13:46 Компании

Вице-премьер Борисов: выпуску МС-21 мешают санкции, а импортозамещение еще не завершено

Лента новостей

Юрий Борисов заявил, что «еще предстоит тяжелая, напряженная работа», напомнив, что испытание российского двигателя для этого лайнера уже состоялось в конце 2020 года

Показательные полеты российского среднемагистрального самолета МС-21.
Показательные полеты российского среднемагистрального самолета МС-21. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено в 15:42

Выпуску МС-21 мешают санкции, а импортозамещение еще не завершено. Такие проблемы в производстве российского среднемагистрального самолета теперь признали в правительстве.

«Еще предстоит тяжелая, напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте», — заявил вице-премьер по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов на Красноярском экономическом форуме. Вместе с тем он напомнил, что испытание российского двигателя для этого лайнера уже состоялось в конце 2020 года.

МС-21 должен был выйти в серию еще в 2017 году, но сроки постоянно переносили. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в феврале этого года заявил, что производство МС-21 может начаться в 2022 году.

Вопрос импортозамещения по МС-21 во многом решен, но нельзя исключать дальнейших препятствий, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «На сегодняшний день композитные материалы, которые поставлялись зарубежными фирмами, уже импортозамещены. «Росатом» разработал новую отечественную технологию, материалы производятся, причем крыло уже даже произведено и испытывается, сейчас идет речь об организации серийного производства этого крыла, и каких-то существенных препятствий, которые могли бы вообще помешать реализовать этот проект, я не наблюдаю. В том числе, наверное, сейчас еще мы идем на некоторое упреждение, потому что, как известно, на самолет МС-21 предполагалось устанавливать американский двигатель и отечественный, но американский был готов раньше, с ним и начались испытания самолета, но уже сейчас сертифицирован отечественный двигатель ПД-14, который является абсолютным аналогом по летно-техническим характеристикам, экономическим характеристикам американского двигателя, поэтому и здесь тоже, даже в том случае, если будут введены санкции в отношении двигателя, проблем не возникнет. Скорее всего, в этом проекте он будет реализован однозначно и, по сути, уже, наверное, на завершающем этапе проходит испытания, причем сертификационные испытания не только по российским стандартам, но и по европейским. Но не стоит исключать, что санкции будут и дальше применяться Соединенными Штатами, чтобы противодействовать продажам российского самолета. Что касается других проектов, по большому счету, наиболее зависим от международного сотрудничества Superjet 100. Во всяком случае, пока он выпускается, поставляется компаниям, отечественный рынок насыщен, и, в общем-то, в эксплуатации, как мы видим, с комплектующими, запчастями каких-то серьезных проблем не возникает».

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что на начало 2021 года заключены контракты на поставку 175 самолетов. Больше всего — 50 самолетов — планировал купить «Аэрофлот», среди иностранных перевозчиков интерес к лайнеру проявляли Египет и Азербайджан. Но все это было несколько лет назад. Сейчас ситуация на авиарынке кардинально изменилась, говорит сотрудник Высшей школы экономики, Института экономики транспорта и транспортной политики Андрей Крамаренко.

Андрей Крамаренко сотрудник Высшей школы экономики, Института экономики транспорта и транспортной политики «Изначально в идеологии МС-21 было заложено много прорывных технических решений: композитное крыло, в значительной степени композитный фюзеляж. Если бы проект вышел на рынок тогда, когда должен был выйти, то есть уже, это, наверное, было бы прорывным решением. Но, во-первых, сам проект тормозится по ряду причин, не только связанных с санкциями. Надо сказать, что отечественный авиапром, мягко говоря, не блещет производственными и научными компетенциями. Потенциалы и конструкторские, и производственные с советских времен достаточно сильно подутеряны, все это восстанавливается заново. Если посмотреть на судьбу Superjet, который тоже был идеологически достаточно хорошим, можно сказать, прорывным проектом, то, с чего это начиналось в начале 2000-х и чем это заканчивается сейчас, это два разных проекта с очень разными уровнями инновационности и совершенно разной привлекательностью на рынке. Сейчас и Boeing, и Airbus уже опередили МС-21. Кроме того, для МС-21 сейчас вообще очень плохая история с выходом на рынок — коронавирусный шлейф будет тянуться на годы вперед. Даже если хорошо подрасчистить российский рынок, российский рынок — это 2% от мирового и никакой большой погоды не сделает. Разрабатывать самолет ради 2% мирового рынка было бы совершенно бессмысленной затеей, если смотреть как на коммерческий проект, а не как на что-то среднее между национальной гордостью и национальной безопасностью. Так что если сейчас вытащить самолет на рынок, приткнуть его все равно некуда».

Ранее также сообщалось, что санкции могут помешать выпуску пассажирского самолета Ил-96-400М. Но год назад в авиастроительной корпорации «Ильюшин» заявили, что лайнер будет на 100% состоять из отечественных комплектующих и санкции ему не страшны. Тогда же говорилось, что серийное производство самолета должно начаться в 2023 году.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию