И деньги снять, и лекарства купить: «Сбер» хочет открыть аптеки в своих банковских отделениях
Лента новостей
Также компания намерена модернизировать систему фасовки лекарств. Каковы перспективы у этих идей?
«А что, если выдавать пенсию сразу таблетками?» — уже шутят по поводу офлайн-аптек «Сбера». Если серьезно, аналитики фармрынка говорят: с одной стороны, эксперимент интересный, с другой, не факт, что он «выстрелит» в крупных городах — там масса альтернатив. В 2019-м аптеки в своих отделениях начала открывать «Почта России». Пока такие пункты появились только в 11 почтовых отделениях по стране.
В «Сбере» замечают: часто врач рекомендует лекарство, в пачке, например, 50 таблеток, из которых человеку нужно только пять, а платить приходится за всю упаковку. «Сбер» хочет работать с производителями и дать возможность покупателям приобретать столько таблеток, сколько доктор прописал.
Вспоминаются кадры из американских фильмов, где пациенту в обезличенной упаковке выдают необходимые ему дозы. В России фасовка была бы возможна в условиях производственных аптек. За последние десять лет таких практически не осталось — по данным представителей отрасли, их до 200 по всей стране. Хотя в марте в Госдуме приняли законопроект о возрождении таких учреждений.
В наших реалиях вопрос упирается в регуляторную систему, говорит управляющий аптекой № 254 «Симплекс» Александр Вандышев.
Александр Вандышев управляющий аптекой № 254 «Симплекс» «Переделывать ради этого законодательство никто не будет. Много тонких моментов. Это касается серий, контроля, перефасовки, не дай бог, возможной ошибки. Есть единственный вариант в мировой фармации — это брать таблетки в больших банках, чтобы потребитель мог сэкономить в цене, и их уже непосредственно в аптеке фасовать. Канадская компания Apotex поставляла нам прекрасные средства — дженерики, но очень высокого качества. Потом Bayer, помню, пытался в Россию привезти. Для этого нужно как минимум аптечное производство, а аптечное производство у нас убито чиновниками. В 2006 году на базе компании C International для больниц они вроде даже закупили эту линию фасовочную. Даже у таких грандов тех времен это не пошло, я думаю, что и здесь это обречено на провал, но люди вошли только в рынок. Любые начинания можно только приветствовать».
По словам аптекарей, проблема дозированной продажи сейчас не стоит особенно остро. Производители и так примерно понимают, какой курс препарата прописывают врачи. Помимо фасовки, в «Сбере» намерены развивать свою линию дженериков. О перспективности этой идеи рассуждает директор по развитию аналитической компании RNC-Pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-Pharma «Есть на фармрынке практика так называемых собственных торговых марок. Но в отношении лекарственных препаратов делать это очень не просто и за счет существования определенных административных ограничений, которые у нас в стране действуют. Есть прецеденты, когда аптечные сети имеют собственные торговые марки, в том числе в отношении лекарственных препаратов. Но в основном все работают, конечно, с парафармацевтикой, с косметической продукцией, с биологически активными добавками. С этим ассортиментом все намного проще и плюс он более «маржинальный».
Ранее аптека от «Сбера» существовала только онлайн. В октябре «Сбер» и группа компаний «Р-Фарм» договорились выкупить пакет акций компании «Еаптека». Сервис стал работать под брендом «Сбер Еаптека». У каждой из компаний оказалось по 45%, еще 10% — у основателя «Еаптеки» Антона Буздалина. В апреле первая офлайн-аптека от «Сбера» открылась в медицинском офисе сети лабораторий «Инвитро».