Квартирный вопрос: о молодых покупателях и зрелых рантье
Лента новостей
Аналитики группы «Самолет» составили групповой портрет покупателей новостроек до 25 лет, а специалисты компании «ИНКОМ-Недвижимость» — московских арендодателей жилья эконом- и комфорт-класса
Покупатели новостройки — кого вы первым делом представляете, услышав это словосочетание? Скорее всего, счастливо улыбающуюся семейную пару с одним или двумя детьми, где-то на заднем плане — бабушка с дедушкой, тоже улыбающиеся и обязательно на велосипедах (ЗОЖ рулит), в высокобюджетных сегментах это еще может быть щеголеватый миллениал под руку с подругой (почему-то кажется, что именно с подругой, а не женой), всем своим видом демонстрирующий финансовый и социальный оптимизм. А вот аналитики группы «Самолет» решили нарисовать групповой портрет самой, наверное, малоизученной на сегодня покупательской группы — молодежи в возрасте до 25 лет.
Еще совсем недавно можно было справедливо отмахнуться: чего там изучать, им же родители квартиры покупают, не сами. Но сегодня, в эпоху перешедшей в наступление цифровой экономики, это уже не совсем так — далеко не всегда родители, поэтому изучать очень даже есть что: покупатели помолодели, их доходы выросли и предпочтения изменились. Если кто не верит, то вот первый вывод исследования «Самолета»: доходы 30% данной группы клиентов находятся в диапазоне от 70 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц, и за год таких стало на 4% больше.
Основной мотив покупки для молодых приобретателей квартир — по-прежнему одно из двух желаний: отказаться от аренды или создать семью (по 24% соответственно). Еще 12% рассматривают покупку, чтобы переехать от родителей, а 8% просто хотят повысить класс жилья.
Как утверждают аналитики «Самолета», клиенты поколения Z чаще всего ориентируются на квартиры небольшой, но комфортной площади от 30 до 40 квадратных метров (около 20%). Впрочем, 15% рискуют сразу покупать солидные 50-60 «квадратов». Совершенно неожиданно, что студии у молодежи особой популярностью не пользуются, из чего эксперты делают вывод: увеличение такого предложения в проектах девелоперов столичного региона на 3 процентных пункта (с 5% до 8%) за последние три года можно объяснить скорее интересом к студиям инвесторов.
Важно, что молодые люди рассматривают предложения преимущественно с полной отделкой, а 42% клиентов до 25 лет хотели бы приобрести квартиру сразу и с отделкой, и с мебелью. 92% охотно использовали бы в квартире элементы «умного дома», важнейший из которых для них — контроль доступа (защита от проникновения). Абсолютное большинство молодых покупателей хотели бы видеть в квартире балкон (95%). Идеальным местом расположения для него «зеты» считают кухню (50%), на втором месте по популярности — гостиная (44%), 6% хотят балкон в спальне.
А вот по части характеристик, определяющих выбор жилья, молодежь ничуть не оригинальна: первый и главный фактор — цена, на втором месте — транспортная доступность (близость метро или железнодорожной станции). Молодые покупатели обращают внимание и на благоустройство будущего комплекса, называя ключевым его элементом озеленение (20%). В числе других предпочтений — наличие в проекте детских игровых и спортивных площадок (по 14%) и удобных пешеходных дорожек (12%).
Особое внимание представители поколения Z уделяют безопасности: например, видеонаблюдение во входной группе важно для 31% покупателей. Наконец, несмотря на все разговоры о проникновении в нашу жизнь идей шеринговой экономики и разумного потребления, у 53% молодых покупателей к 25 годам уже есть собственный автомобиль, и парковать они его планируют у дома — только 10% готовы приобретать парковочное место. Поэтому для «зетов» так важно наличие благоустроенной парковки на территории ЖК.
Специалисты департамента аренды квартир компании «ИНКОМ-Недвижимость» тоже нарисовали групповой портрет, но на сей раз не покупателей, а практически наоборот — московских рантье сегмента эконом- и комфорт-класса. Прежде всего, исследование показало, каким образом люди становятся рантье.
Выяснилось, что в данном сегменте 60% выставленного на арендный рынок жилья владельцы получили в качестве наследства либо по договору дарения. 29% объектов были в свое время куплены на перспективу, например для детей. 6% приобретались для решения жилищного вопроса, но в связи с финансовыми трудностями собственники теперь сдают их для получения дохода, а сами арендуют более дешевое жилье, живут на даче или у родственников. 5% — чисто инвестиционные квартиры, которые изначально покупались для сдачи в аренду. При этом 10% наймодателей в столице единовременно сдают несколько квартир — как наследных, так и приобретенных.
Заместитель директора департамента аренды квартир компании «ИНКОМ-Недвижимость» Оксана Полякова отмечает, что в последние два-три года, вслед за снижением доходности банковских депозитов, число так называемых консервативных инвесторов, вкладывающих средства в покупку недвижимости для последующей сдачи в аренду, увеличилось в полтора раза. «Однако, по нашим подсчетам, в сегодняшних реалиях рынка понадобится не менее 19,5 года аренды квартиры для ее полной окупаемости, а доходность сдачи ее внаем составляет 4,4% годовых», — отмечает эксперт.
Впрочем, по оценкам «ИНКОМ-Недвижимость», чаще всего сдача квартир в аренду — это не предпринимательская деятельность в чистом виде, а обеспечение пассивного дохода. Большинство таких рантье — люди старше 50 лет, которые совмещают основную работу и заботы по сдаче своих объектов. Как подчеркивает Оксана Полякова, они легко устанавливают контакт с квартирантами, четко формулируют свои условия и взыскательны при их невыполнении, они знают права и обязанности сторон сделки, оперативно реагируют на тенденции рынка и быстро принимают решения. С одной стороны, эти арендодатели более придирчиво относятся к выбору жильцов, с другой — при возникновении сложных ситуаций предъявляют не эмоциональные претензии, а проверенные опытом требования.