Дело против аудитора Счетной палаты прекратили. Но права на реабилитацию у него нет
Лента новостей
Речь идет о Михаиле Мене. Ранее он был губернатором Ивановской области. Уголовное дело было связано с этим периодом его жизни. По словам адвоката Меня, его клиент решил не тратить время на судебный процесс — он предпочитает провести его «с семьей и в созидательном труде»
Тверской суд Москвы прекратил уголовное дело бывшего губернатора Ивановской области, аудитора Счетной палаты Михаила Меня, обвиняемого вместе с двумя соучастниками в растрате 700 млн рублей. К моменту поступления дела в суд истек срок давности по вмененной ему статье. И хотя прекращение дела с такой мотивировкой считается нереабилитирующим основанием, возражать против закрытия дела никто из фигурантов не стал.
Само заседание уложилось в 15 минут, еще полтора часа судья Ольга Затомская выносила постановление. Ходатайство о прекращении уголовного дела заявил в начале процесса защитник другого подсудимого, Дмитрия Гришина. Дело в том, что еще 22 апреля истек срок давности привлечения фигурантов к уголовной ответственности по части 4 статьи 160 УК РФ («растрата в особо крупном размере»), который составляет десять лет. Поинтересовавшись мнением двух других подсудимых — Михаила Меня и Павла Конькова — и узнав, что они не возражают, судья удалилась в совещательную комнату, по выходе из которой и прекратила дело.
«Когда судья спросила, не возражает ли он против прекращения дела, Михаил Александрович сказал, что если это не означает признания его виновным, то ради бога, — привел Business FM подробности слушания адвокат Михаила Меня Мурад Мусаев. — Он решил, что годы, которые могут быть потрачены на судебные тяжбы, он предпочитает провести с семьей и в созидательном труде».
Адвокат отметил, что по делу предстояло допросить 150 свидетелей, изучить более тысячи различных документов. В этом случае процесс мог бы растянуться даже не на месяцы, а на «три-четыре года». Также, по его словам, Михаил Мень решил «сэкономить» государству несколько миллионов рублей, которые могли быть потрачены на разбирательство.
Уголовное дело по части 4 статьи 160 УК РФ в отношении бывшего губернатора Ивановской области Павла Конькова, управляющего директора ОАО «Ивановский бройлер» Дмитрия Гришина, а также неустановленных лиц было возбуждено Следственным комитетом 30 мая 2019 года. По версии следствия, в 2011 году по инициативе Михаила Меня, который тогда занимал пост губернатора Ивановской области, из федерального бюджета через региональный фонд поддержки малого предпринимательства ОАО «Ивановский бройлер» было выделено более 700 млн рублей. Они поступили компании в виде договора займа, а позже оказались на счетах аффилированных с ней организаций, входящих в группу компаний «Продо». Последняя называет себя «одним из крупнейших российских производителей продукции из мяса птицы, колбасных изделий, полуфабрикатов, мясных деликатесов и молочных продуктов».
Следствие утверждало, что это было сделано неправомерно, а полученными деньгами соучастники, входившие в организованную группу, распорядились по своему усмотрению. В 2015 году ОАО «Ивановский бройлер» признали банкротом, было возбуждено конкурсное производство.
В декабре 2019 года арестовали Конькова и Гришина. Впоследствии их перевели под домашний арест. Михаила Меня задержали позже остальных, в ноябре 2020 года. Совет Федерации снял с него личную неприкосновенность, дав согласие на задержание. Басманный суд Москвы 19 ноября 2020 года избрал Меню меру пресечения в виде запрета определенных действий. При этом от работы чиновника не отстранили, весь период следствия он числился одним из 12 аудиторов Счетной палаты. В апреле этого года Верховный суд России перевел всех фигурантов под подписку о невыезде.
Примечательно, что, несмотря на заявление генпрокурора Игоря Краснова о том, что Павел Коньков и другие региональные чиновники дали изобличающие Михаила Меня показания, все фигуранты вину отрицали. А защитница Конькова Анна Коткова назвала эти слова «абсолютным заблуждением или провокацией».
Михаил Мень также отвергал причастность к хищениям. По словам его адвоката Мурада Мусаева, необходимость выделения бюджетных денег «Ивановскому бройлеру», который производил 93% мяса птицы от общеобластных показателей, не вызывала ни у кого сомнения. «Это был нормальный заем в интересах области стратегически важному предприятию. К тому, как предприятие распорядилось деньгами, Мень уже отношения не имел. Он был убежден, что они пошли на модернизацию производства, и получал доклады по этому поводу, подтверждение чему имеется в материалах дела», — сказал защитник. Адвокат добавил, что решение о выделении денег принималось «чуть ли не на общественных слушаниях с привлечением представителей в том числе и правоохранительных органов». Бюджетный же кредит был возвращен Ивановской области в декабре 2020 года — в сроки, оговоренные в договоре, и с процентами.
Прекращение дела за истечением срока давности считается нереабилитирующим основанием. Это означает, что фигуранты не смогут подать иск к госорганам о взыскании морального или материального ущерба, причиненного вследствие уголовного преследования.
На вопрос о том, зачем было привлекать к уголовной ответственности чиновника за несколько месяцев до истечения срока давности, Мурад Мусаев ответил так: «Те, кто занимался этим делом, сами до конца не понимают мотивов, а нам с вами гадать об этом — дело неблагодарное».