Как возможное прекращение авиасообщения с Белоруссией скажется на транзитных перевозках через Минск, в том числе из России?
Лента новостей
Белоруссии пригрозили санкциями из-за инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair. Причем речь идет не только о приостановке авиасообщения с этой страной, но и о прекращении наземных перевозок
Обновлено в 19:18
В Европарламенте призвали полностью прекратить авиасообщение с Белоруссией, сообщает РИА Новости. Международная организация гражданской авиации ICAO уже получила запрос от ЕС на приостановку полетов над Белоруссией, сообщает Reuters.
Вместе с этим «Белавиа» хотят запретить доступ в европейские аэропорты. Ряд авиакомпаний: латвийская AirBaltic, венгерская Wizz Air, литовский чартерный перевозчик KlasJet уже объявили, что не будут летать над Белоруссией. Их планирует поддержать польская LOT.
Великобритания первой в Европе объявила об отказе принимать рейсы «Белавиа» и рекомендовала своим авиакомпаниям облетать республику. Кроме того, авиарегулятор страны приостановил разрешения на полеты в королевство всех чартерных перевозчиков Белоруссии. Глава Украины Владимир Зеленский заявил, что поручил кабмину подготовить решение о прекращении авиасообщения с Белоруссией.
Лондон также заявил, что рассмотрит санкции против «Северного потока — 2». Хотя это проект России и Германии. ЕС рассмотрит введение авиаограничений по Белоруссии на общеевропейском или национальном уровне, сообщает РИА Новости со ссылкой на Еврокомиссию.
Насколько все это критично для белорусов? Вот что говорит белорусский журналист Игорь Ильяш:
Игорь Ильяш журналист «Речь идет о некой цепной реакции, и, конечно, если рассматривать это в большом контексте, то очевидно, что официальный Минск понесет большие потери от такой ситуации как в финансовом плане, так и в репутационном, безусловно. Дело в том, что в Белоруссии по авиаперелетам не вводилось никаких ограничений на время пандемии. В связи с пандемией интенсивность [полетов] была, естественно, ниже, потому что то одна страна, то другая вводили ограничения. Безусловно, такие направления, как Польша, Литва и Украина, очень чувствительные, туда люди ездят активно, летают. Особенно с учетом некоторых ограничений по наземному передвижению. В последнее время авиаперелеты в эти страны были едва ли не основной формой передвижения».
Белоруссии грозят транспортной блокадой из-за инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair. Причем речь идет не только о приостановке авиасообщения с этой страной, но и о прекращении наземных перевозок.
В апреле, после ограничения авиасообщения с Турцией, белорусская столица стала главным пересадочным пунктом на пути к зарубежным курортам. Насколько серьезными в свете этого могут быть последствия для россиян? Комментирует пиар-директор Aviasales Янис Дзенис:
Янис Дзенис пиар-директор Aviasales «Если сравнивать год к году, то даже по сравнению с 2020-м количество проданных билетов из России в Беларусь упало в несколько раз, что вообще характерно для международных направлений. Однако Беларусь остается и впредь может быть интересна как транзитный хаб для рейсов в Египет и в Турцию. Например, билеты в Стамбул из Минска стоят от 14 тысяч рублей, и нет никаких ограничений. Самое главное — добраться до Минска. Воздушные маршруты не проходят над странами ЕС, так что запреты едва коснутся этих самых востребованных российскими путешественниками направлений».
После инцидента с принудительной посадкой в Минске рейса Афины — Вильнюс восемь стран, в том числе США, Великобритания, Германия, потребовали запретить полеты над Белоруссией. Премьер Литвы заявила, что страна не будет пропускать рейсы, пересекшие или планирующие пересечь белорусское воздушное пространство. По ее словам, запрет на использование аэропортов страны для полетов над Белоруссией вступит в силу 25 мая в 03:00. В свою очередь «Белавиа» сообщила о приостановке на месяц полетов в Вильнюс.
Как сообщает ТАСС, рейс Wizz Air из Киева в Таллин уже направлен в обход воздушного пространства Белоруссии. Тем временем в минском аэропорту задержан вылет самолета Lufthansa во Франкфурт. Посадка на рейс была остановлена из-за электронного письма о возможном теракте. Сообщения о минировании самолета Lufthansa не подтвердились.
По данным Financial Times, ЕС может вовсе признать небезопасным воздушное пространство республики. Авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин считает, что Европа не введет запреты на полеты над территорией Белоруссии.
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Фактически они выстрелят сами себе в ногу. Над воздушным пространством Белоруссии проходит большое количество воздушных трасс как между некоторыми европейскими государствами, так и из Европы в другие страны, включая Россию. Пострадают пассажиры европейских авиакомпаний, которым придется лететь дольше, тратить больше топлива, соответственно, билеты будут для них стоить дороже, и в принципе это никому не нужно, потому что Белоруссия после этого просто не получит сборы за аэронавигационное обслуживание. Это копейки, которые для белорусской экономики, в общем-то, незаметны, по большому счету. Безусловно, они могут каким-то образом теоретически ввести какие-то санкции против «Белавиа», это все-таки белорусская национальная авиакомпания, она государственная, соответственно, можно запретить ей летать в страны Евросоюза, но непонятно, причем здесь «Белавия», она вроде как здесь вообще не при делах, потому что к этому инциденту она отношения не имеет. Мне кажется, все эти разговоры улягутся через пару дней».
Последствия для российских авиакомпаний не будут серьезными, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Борис Рыбак гендиректор консалтинговой компании Infomost «Я думаю, что ничего хорошего от этого, естественно, не будет. Насколько это ухудшит ситуацию, сказать трудно. Я так предполагаю, что Евросоюз для белорусских компаний точно так же закрыт, как и для российских. Все страны, которые находятся за пределами Евросоюза, действуют примерно по одинаковым правилам: туда могут прилетать только жители европейских государств или владельцы видов на жительство, или по каким-то серьезным основаниям. Поэтому в Европу точно таким же образом можно улететь и из России, достаточно рейсов, другое дело, что просто надо иметь правильные документы для того, чтобы тебя в Европу пустили. Если говорить о других странах, то Турция, очевидно, сейчас после запрета на воздушное сообщение является проблемным регионом».
Росавиация сообщает, что полеты российских авиакомпаний в Белоруссию и через ее воздушное пространство осуществляются в штатном режиме.