Пластиковый вопрос без ответа
Лента новостей
Власти заговорили о запрете производства неперерабатываемого пластика. Однако в целом в стране хромает этап сортировки, а без него невозможна переработка. И это не единственная проблема
Правительство России планирует запретить производство неперерабатываемого пластика: цветного, одноразовой посуды, трубочек для коктейлей и ватных палочек. А также довести до 100% переработки большую часть оставшихся пластиковых отходов.
Немного говорилось об условиях перехода на более экологичную упаковку для производителей. Но вот о переработчиках пластика, находящихся в серьезном кризисе, власти не упоминают. Хотя стоило бы.
Запрет на цветной пластик планируется ввести потому, что при его нагревании и переработке выделяются ядовитые газы. Ватные палочки и одноразовую посуду тоже в бан. Как сообщил Business FM зампред думского комитета по экологии и охране окружающей среды Кирилл Черкасов, как ожидается, действовать этот законопроект начнет не ранее 2023 года.
За оставшиеся полтора года в России должны быть подготовлены мощности по переработке. Поскольку стопроцентный норматив утилизации со следующего года коснется упаковки, которая составляет большую часть твердых коммунальных отходов. Компании, которые не готовы утилизировать упаковку сами, будут платить экосбор.
Большая часть упаковки — это пластиковые бутылки и пакеты. В последние годы сеть X5 Retail Group установила в некоторых магазинах сети автоматы по приемке пластика на переработку и контейнеры для глубокой сортировки отходов. Пакеты магазинов частично производятся из переработанного пластика. Но эта мера не слишком масштабирована и скорее исключение.
В целом в стране хромает этап сортировки мусора — а без него невозможна переработка. Есть дефицит трудовых мигрантов в пунктах сортировки. Но даже на этапе, когда сознательные жители тщательно разделяют отходы и выбрасывают их в пять разных контейнеров, часто за ними приезжает один мусоровоз, который в основном везет содержимое сразу на свалку. По статистике, примерно 90% мусора в России отправляется на полигон.
Можно, конечно, выбрать оттуда пластик. Но не особо выгодно. Если один пакет весит 5 граммов, а пластиковая бутылка — 10, тонну такого потенциального сырья для переработки можно продать перерабатывающему заводу всего за 20 тысяч рублей.
Поэтому заводам не хватает сырья.
Переработка как бизнес в России сегодня невыгодна, поясняет президент холдинговой компании «Созвездие Водолея» Владимир Хильченко.
Владимир Хильченко президент холдинговой компании «Созвездие Водолея» «Отсутствует система по переработке, то есть отрасль не управляется никем. Чтобы отрасль перестраивалась, нужны экономические стимулы, а они введены вместе с законом? Ни один инвестор туда не пойдет. А зачем? Ни дотаций, ни оптимизации налогов. Производство это вредное, для того чтобы его построить, [создать] такую перерабатывающую мощность, требуются довольно большие деньги и большое время. Окупаемость там от 10 до 20 лет без покупки земли. По сути, можно перерабатывать все, но перерабатываются очень небольшие объемы. Экструдер (машина для непрерывной переработки полимерного сырья. — Business FM) для переработки пластика стоит 200 тысяч евро, посчитайте, там никакой экономики нет».
За преобразования в мусорной отрасли ответственна публично-правовая компания «Российский экологический оператор». Однако деятельность региональных экооператоров, их тарифы и выгоды — сфера пока непрозрачная. Также в России законодательно не утвержден раздельный сбор отходов. Все это препятствует развитию сферы переработки пластиковых отходов, считает зампред комитета по экологии и охране окружающей среды Кирилл Черкасов.
— Как только будет четко показана «Российским экологическим оператором»
и [его главой] господином Буцаевым, сколько стоит у нас тонну захоронить, а сколько тонну стоит разобрать и превратить во вторичные ресурсы, а потом сделать это топливом или пустить в дальнейшую переработку, вот когда эта математика появится в публичном доступе, тогда будет все понятно инвесторам, и рынку, и регулятору. Сегодня это «серая» зона, я думаю, что в ближайшее время, полгода-год после принятия закона о расширенной ответственности производителей, это станет более прозрачным, а отрасль — инвестиционно привлекательной. Придут и частные инвестиции, и банки с удовольствием это проинвестируют.
— Пока эксперты небезосновательно сообщают о катастрофической ситуации в перерабатывающей отрасли?
— Абсолютно согласен, да. Переработки очень мало, и она непрозрачна.
Как ожидается, законопроект внести в Госдуму планируется в осеннюю сессию. Но в сентябре депутатам предстоят перевыборы. Насколько остро будет стоять вопрос насчет пластика после этого, не вполне ясно. Поскольку в 2017 году вокруг данной темы тоже велись активные дискуссии, постепенно сошедшие на нет после масштабной выборной кампании.