«Копытить, как бешеная тарашка!»: «Яндекс» собрал российские региональные слова
Лента новостей
Для этого специалисты изучили статьи и комментарии пользователей платформы «Яндекс.Дзен». С полным перечнем региональных слов можно ознакомиться на сайте компании. Получится ли из этих выражений составить словарь?
«Яндекс» ко Дню русского языка собрал список так называемых региональных слов. Это диалектные выражения, которые используют жители разных российских регионов.
«Изнахратить», «намахнуть», «тришки». Эти слова с трудом поймет житель Москвы и центральной России. Но в Сибири знают, что «изнахратить» значит испортить, «намахнуть» — выпить, «тришки» — тренировочные штаны. В центральной России их называют трениками.
Среди типично столичных словечек — «человейник» (большой жилой дом) и «корнер» (торговая точка или павильон). У Петербурга кроме традиционных «парадной», «шавермы» и «поребрика» есть «пухто» — мусорка, «сморода» — смородина, «путяга» — ПТУ.
Кстати, в других регионах профтехучилища тоже имеют свои названия: в Пензе — «рогачка», в Брянской области — «хмызня», в Оренбурге и Самаре — «каблуха». На Дальнем Востоке «копытят» — работают, на Урале «банчат» — торгуют.
В Нижегородской области говорят «как бешеная тарашка» — значит, спешат. В Волгоградской области «кукундер» — это способность разумно мыслить. «Кукундер поехал» значит «поехала крыша».
За два года лингвисты проанализировали 11 млрд словоупотреблений в текстах 6 млн пользователей «Яндекс.Дзена». Однако составить словарь из этих выражений нельзя, считает доктор филологических наук, завотделом Института русского языка РАН Анатолий Баранов:
— Это не то чтобы все слова диалектные, они частично региональные, частично просто модные. То, что там есть, например какой-нибудь «корнер», — это, конечно, такое модное слово наряду с какими-нибудь выражениями типа «стрит-стайл» и так далее, то есть это заимствования, которые модные, но это вовсе не означает, что его используют только в Москве и Московской области, просто у них в рамках того эксперимента, который они проводили, это оказалось так, но это вовсе необязательно. Потом, действительно, есть регионализмы, то есть те слова, которые употребляются в какой-то конкретной области, территории. Там интересные объекты исследования, кстати говоря, эта лексика очень плохо изучена. Но насколько данный эксперимент может выявить достаточно большое количество слов такого рода, у меня большие сомнения. Если это действительно комментарии пользователей к статьям в «Яндекс.Дзене», то, конечно, какие-то серьезные выводы на основании этого делать трудно.
— Эти слова можно включать в толковые словари, несмотря на то что многие из них разговорные, и даже жаргонными их можно назвать?
— Из тех слов, которые там представлены, в толковый словарь, если словарь нормативного типа, я думаю, что ничего. Но есть словари новых слов, наверное, какие-то формы из тех, которые там процитированы, могут быть представлены в словаре новых слов.
Для 15 регионов исследователи «Яндекса» вообще не нашли местных слов: в частности, в кавказских республиках, Калмыкии, Ненецком автономном округе и Магадане. Авторы предполагают, что это связано с выбранными темами, о которых пишут местные жители, или с тем, что в этих регионах мало интернет-пользователей.