Поправки к Конституции Белоруссии написаны для Александра Лукашенко. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
По сути, предлагаемые поправки к конституции позволят Лукашенко и дальше оставаться у власти в том или ином качестве, считает политолог
В Белоруссии опубликован проект поправок к конституции, которому предстоит пройти всенародное обсуждение. Референдум по основному закону страны пройдет во второй половине февраля следующего года. Изменения коснулись 53 статей, введено 14 новых, две исключены.
Касательно президента сказано, что одно и то же лицо может занимать этот пост не более двух сроков по пять лет каждый. Главой государства может стать гражданин страны не моложе 40 лет, который постоянно проживал на территории Белоруссии не менее 20 лет перед выборами. У него не должно было быть ранее гражданства другого государства либо вида на жительство. В конституции упомянуто Всебелорусское народное собрание — как «высший представительный орган народовластия, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».
В ВНС могут входить до 1200 делегатов, в том числе и президент, если он прекратил исполнять свои полномочия. Срок полномочий ВНС составляет пять лет. Срок работы палаты представителей и Совета Республики продлевается с четырех до пяти лет (как и местных советов депутатов). Распустить нижнюю палату будет нельзя не только в первый год ее работы, но и в последний. Кворум сокращается с двух третей до простого большинства. Что еще примечательного в конституционном проекте?
Главное, что становится ясно после ознакомления с поправками к белорусской конституции, это то, что Александр Лукашенко не отдаст решающие рычаги управления страной вне зависимости от того, оставит ли он президентский пост, как обещал, или не оставит. Пока, если внимательно вчитаться в проект поправок, все же больше шансов на то, что он свой пост не оставит. Уж слишком сильна по-прежнему президентская власть. С одной стороны, президент теперь лишается права назначать и увольнять членов ЦИК, председателей высших судов и членов Конституционного суда, а также председателя Комитета госконтроля. Он не сможет уволить генпрокурора, главу и правление Нацбанка, а назначить этих чиновников глава государства сможет, лишь предварительно заручившись поддержкой парламента либо Всебелорусского народного собрания.
Глава государства также не сможет издавать декреты, имеющие силу закона: его указы будут должны соответствовать законодательству. За нарушение конституции или совершение госизмены главу государства от власти сможет отстранить Всебелорусское народное собрание — для этого потребуется запрос трети палаты представителей или 150 тысяч граждан страны, обладающих избирательным правом.
С другой стороны, почти все отнятые у президента полномочия переходят не к парламенту, а к надпарламентскому органу — Всебелорусскому народному собранию, где будет до 1200 членов, в том числе туда может входить и действующий президент. Поскольку в проекте сказано, что глава государства, занимающий эту должность «на дату вступления в силу изменений конституции, может быть избран председателем Всебелорусского народного собрания», то уже ясно, что главой ВНС станет именно Лукашенко.
Манипулировать столь многолюдным внепартийным собранием с не очень понятной процедурой избрания, а фактически назначения его депутатов для него не составит никакого труда. Также обращает на себя внимание и то, что дополнительно прописаны основания для введения президентом чрезвычайного положения: теперь его можно объявить, реагируя на попытки свержения конституционного строя и захвата власти, а также вооруженного мятежа и массовых беспорядков.
После ухода с должности президент получает дополнительные гарантии неприкосновенности. Так, ничто не мешает ему, например, оставаться пожизненным председателем Всебелорусского народного собрания. Также президент может стать пожизненным членом Совета Республики. Тут, как и в некоторых других местах, прямо как списано с российских поправок, принятых в 2020 году. А еще теперь в конституции будет записано, что честь и достоинство президента охраняются законом. Что еще больше расширит возможности по преследованию несистемных критиков Лукашенко. Притом что системных критиков в республике практически и не осталось.
Двухпалатный парламент по обновленной конституции не получит никаких важных дополнительных полномочий, даже кандидатуру премьера «предварительно одобряет ВНС». Отчитываться ежегодно премьер тоже будет не перед парламентом, а перед ВНС. При этом размывается кворум для принятия парламентом законов — с двух третей до простого большинства. У парламентариев даже отбирают полномочия по импичменту президента в случае нарушения им основного закона или госизмены, а также по назначению членов Конституционного суда и ЦИК: они передаются тоже Всебелорусскому народному собранию. Парламентариям, по сути, от обновленной конституции достанется в виде подарка лишь продление их полномочий на один год.
Ужесточены положения о выборах: например, общественные объединения теперь не смогут выдвигать кандидатов на официальные посты, это смогут сделать только политические партии. Разумеется, только официально зарегистрированные. Появился отдельный пункт о запрете иностранцам финансировать любые избирательные процессы в Белоруссии.
Хотя проект новой конституции создавался целый год, на его всенародное обсуждение отведено менее двух месяцев. Обсуждение это никак не регламентировано. Зато можно с большой долей уверенности предположить, что в процессе обсуждения в порядке инициативы снизу может появиться еще одна поправка, самая главная — об обнулении отсчетов президентских сроков для действующего президента.