Контролировать бабушкины траты: «Сбер» предложил клиентам проверять онлайн-переводы близких
Лента новостей
Будет ли система эффективна в борьбе с мошенниками? Не несет ли она за собой нарушений законодательства и возможны ли злоупотребления?
«Сбер» создал сервис проверки операций близкого человека, о чем сообщил в пресс-релизе. Как обещает банк, чтобы снизить количество денежных переводов мошенникам, клиенты могут подстраховать себя. То есть назначить кого-то из близких помощником в приложении «Сбербанк Онлайн». Он будет проверять онлайн-переводы параллельно с обычными алгоритмами банковской проверки.
Если транзакция родственника покажется помощнику подозрительной, он может, во-первых, связаться с ним. А, во-вторых, при необходимости заблокировать перевод. При этом помощник не может совершать расчетов, не видит остатки и поступления по счетам родственника и может проверить только реквизиты конкретной операции.
Для того чтобы назначить кого-то своим помощником, нужно подключить эту услугу в мобильном приложении банка. Для этого также требуется согласие выбранного доверенного лица. После идентификации «Сбером» информацию о подозрительных операциях помощник будет получать в своем приложении.
Наверняка это поможет контролировать финансовые операции детей и пожилых людей и обезопасит их от мошенников, но есть оговорки, продолжает гендиректор LIFE PAY Арсений Косенко:
— Идея, в целом, выглядит очень здраво, потому что у всех нас есть доверчивые бабушки и дедушки, за странными, возможно, действиями которых лучше присмотреть.
— Не может ли случиться так, что банк, например, будет злоупотреблять звонками и сообщениями этому самому доверенному лицу?
— Банки уже злоупотребляют доступом к номеру телефона и звонят по поводу кредитов, открытия расчетных счетов. Количество подобных запросов зависит от активности конкретного опекаемого человека. В том случае, если он делает какой-нибудь C2C-перевод [от потребителя к потребителю] через какую-то платежную форму, которая не является покупкой и не является переводом из списка контактов — это повод задать вопрос. Опять же можно через лимиты, дополнительные фильтры настраивать тип транзакции, которую можно считать подозрительной.
Инициатива «Сбера» входит в некоторое противоречие с законодательством и действующей банковской практикой, отмечает управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «Единственное, что меня смущает, счет относится к конкретному человеку, и если человек дееспособный, то он может самостоятельно проводить операции. На каком основании будет, допустим, отменяться платеж? Это я пока еще не очень понимаю. У нас не так давно был скандал, связанный с тем, что родители не могли получить доступ к счетам подростка, который еще ограничен в дееспособности до 18 лет. Банки ссылаются на то, что счетом владеет подросток, не родитель. Но сама по себе услуга как сервис, наверное, это классно. Именно с точки зрения безопасности я здесь рисков не вижу, при условии, что сам механизм отлажен».
По данным ЦБ, в третьем квартале прошлого года мошенники похитили у клиентов российских банков больше 3 млрд рублей. Из этой суммы банки вернули клиентам только 250 млн. А телефонные мошенники, по сведениям МВД, за 11 месяцев прошлого года украли у россиян порядка 45 млрд рублей.
Роскомнадзор предлагал создать систему блокировки звонков с подменных номеров. Был даже разыгран тендер на исследование технологии, которая сделает невозможными такие звонки. Но все проводилось в закрытом режиме, и неизвестно на какой стадии эта работа сейчас находится.