16+
Среда, 18 сентября 2024
  • BRENT $ 73.59 / ₽ 6728
  • RTS949.05
13 марта 2023, 01:18 Общество

Кто с чем лезет в чужой монастырь. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Монахам Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви было предписано до 29 марта покинуть монастырь. Притеснение и отбор имущества УПЦ на Украине начался гораздо раньше спецоперации. Вопрос в том, пойдут ли теперешние украинские власти на дальнейшую эскалацию церковного вопроса с риском уронить свой имидж в глазах мирового сообщества

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послания религиозным и политическим лидерам мира с призывом не позволить властям Украины изгнать монахов Украинской православной церкви из Киево-Печерской лавры. Ранее национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» потребовал от УПЦ покинуть территорию Лавры до 29 марта. Патриарх Кирилл в своих посланиях указал на то, что данному решению предшествовал целый ряд мер давления на монашескую общину Киево-Печерской лавры, в том числе «унизительные обыски», расторжение договора с монастырем о пользовании двумя его крупнейшими храмами. Как развивается конфликт между двумя православными церквями Украины?

Выселение монахов Украинской православной церкви Московского патриархата из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, с 1990 года входящей в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, при этом являющейся неформальной столицей восточнославянского православия еще с XI века, со времен Ярослава Мудрого, это явно не последнее проявление давления на УПЦ. Которой не помогают ни изменения в уставе, из которого были вычеркнуты почти все упоминания о Русской православной церкви, ни заявления ее иерархов о том, что с Москвой больше нет ничего общего. РПЦ, со своей стороны, продолжает подчеркивать «духовные связи» с канонической УПЦ.

Борьба даже не за вытеснение, а скорее за поглощение тех, кого на Украине называют «агентами русского мира», особенно активизировалась после того, как в 2018 году в Киеве при участии Константинопольского патриархата была создана Православная церковь Украины. Московский патриархат и УПЦ не признают канонического статуса этой религиозной организации. После создания ПЦУ ее сторонники начали силой захватывать храмы УПЦ, которая имеет статус самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата.

Активизировалась и СБУ, которая с осени прошлого года стала регулярно проводить обыски «на объектах» УПЦ МП в Лавре, обвиняя руководство церкви в том, что в проповедях оно прославляет Россию, да еще на русском языке. Затем на территории Лавры был зарегистрирован монастырь уже неканонической ПЦУ. Дело идет к расколу уже и Лавры, а затем ее захвату сторонниками ПЦУ. Часть помещений в Лавре уже забрали у УПЦ. В декабре президент Зеленский ввел персональные санкции против представителей религиозных организаций, связанных с Россией. В том числе против настоятеля Лавры митрополита Павла.

В прошлом году на Украине было зафиксировано 129 захватов храмов УПЦ теми, кого Московская патриархия считает раскольниками. В Раду уже не раз вносились законопроекты, принятие которых фактически означало бы полный запрет деятельности УПЦ на Украине и конфискацию ее собственности. В этом плане нынешнее обращение патриарха Кирилла аж к главе католической церкви Папе Римскому, чтобы призвать к порядку других православных — жест весьма драматический, аналогов в истории не припоминается.

В том, что украинские власти оказывают давление на церковь, связанную с Москвой, нет ничего неожиданного. Скорее даже удивляет, что они еще не перешли к более решительным действиям типа разгона или запрета УПЦ. Объяснений тому, что Киев предпочитает действовать маленькими шагами, может быть два. Первое в том, что УПЦ МП все еще является довольно крупной церковной организацией. Особенно если судить по количеству приходов. До начала военного конфликта, но после образования отколовшейся ПЦУ, к последней перешли сотни приходов. После чего общее число приходов у новообразованной ПЦУ составило более семи тысяч (7188). Однако под эгидой УПЦ оставалось почти 12,5 тысячи (12 406) приходов. У нее также больше священнослужителей.

Установить число прихожан довольно трудно. Многие православные украинцы (более трети), определяют себя как «просто православные», не желая идентифицироваться ни с одной из церковных организаций, многие даже не знают названия их церкви и кому она принадлежит. Хотя верующие УПЦ , говорят ранее проведенные исследования, более привязаны к своим приходам, более активны и чаще посещают службы, чем прихожане в ПЦУ. Так что такую религиозную организацию так просто не запретишь и одним махом не закроешь.

Другое объяснение состоит в том, что слишком жесткий прессинг против мощной церковной структуры, массовый захват храмов и тем более массовые репрессии против священнослужителей дадут непосредственный повод обвинить Киев в нарушении правил ведения войны, поскольку все подобные действия, как правило, хорошо прописаны в соответствующих международных конвенциях и запрещены. А это может нанести удар по международному имиджу украинских властей, который пока позволяет им пользоваться широкой поддержкой на Западе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию