Ереван и Москва могут поссориться из-за ордера из Гааги. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Конституционный суд Армении счел законным признание юрисдикции Международного уголовного суда. Это не единственное за последнее время действие «дружественной» Армении, которое заставляет задуматься о том, как развиваются двусторонние отношения, замечает политолог
«В Москве считают абсолютно неприемлемыми планы официального Еревана по присоединению к Римскому статуту Международного уголовного суда на фоне недавних незаконных и юридически ничтожных ордеров МУС в отношении российского руководства», — заявил анонимный источник в МИД РФ, слова которого распространили российские информагентства. Армянских коллег предупредили о крайне негативных последствиях их возможных шагов для двусторонних отношений с Москвой, добавил этот источник. Чего ждать?
Формулировки, с которыми выступил анонимный источник российского МИД, в дипломатии считаются весьма серьезными и свидетельствующими о большой напряженности отношений. Хотя до озвучивания официальной позиции МИД пока дело не дошло, «предупредительный выстрел» поручили анониму. Москва явно увидела вызов и оскорбление в том, что Ереван принял решение присоединиться к Римскому статуту вскоре после того, как Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест российского президента и уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Хотя в данном случае решение готовилось давно и принималось вовсе не для того, чтобы арестовать Владимира Путина. На днях председатель Национального собрания Армении Ален Симонян заявил, что не представляет себе ситуации, при которой президента России можно арестовать в случае его визита в какую-либо страну, отметив, что решение МУС носит скорее политический или исторический характер. Однако на уровне исполнительной власти подобных заявлений, насколько известно, пока не было.
Мотивация Еревана при ратификации Римского статута изначально была другая. Правительство обратилось в Конституционный суд по вопросу признания Римского статута в конце 2022 года с целью призвать Азербайджан к ответственности за преступления, которые были якобы совершены на территории Нагорного Карабаха. Отозвать сейчас решение было бы равнозначно унизительной уступке Баку.
Усугубляет атмосферу российско-армянских отношений в связи с данным шагом еще и то, что, судя по всему, предварительно не было проведено должной дипломатической работы по разъяснению действий Еревана, что стало, в свою очередь, свидетельством снижения уровня взаимного доверия между странами, отношения между которыми медленно, но верно деградируют.
Армения, кстати, далеко не единственная «дружественная» России страна, которая ратифицировала Римский статут. Из стран СНГ к нему присоединилась не только Молдавия, с которой отношения и так непростые, но и Таджикистан. Его также ратифицировали Венесуэла, Сербия и ЮАР. В последней будет следующий саммит БРИКС, на который официально уже приглашен Путин. Ни одна из этих стран не поспешила выступить с однозначным заявлением, что она ни за что не будет исполнять ордер на арест российского лидера, открыто нарушая тем самым свои обязательства перед Международным уголовным судом. Хотя прецеденты такие были. Просто такие вещи обычно обсуждаются по закрытым дипломатическим каналам, по которым также даются и соответствующие гарантии. Или не даются.
В случае с Арменией дело еще и в том, что двусторонние политические отношения и так имеют целый ряд проблем. Главная из которых — открытое недовольство Еревана тем, как российские миротворцы выполняют, а точнее не выполняют, как считают в Ереване, свои обязательства в Нагорном Карабахе. А ранее, считает армянское руководство, Москва недостаточно сделала для того, чтобы защитить Армению от Азербайджана в войне осенью 2020 года, пренебрегая обязательствами по ОДКБ. Сейчас Ереван открыто недоволен тем, что российские миротворцы не принимают никаких мер по разблокировке Лачинского коридора, который является единственной дорогой, связывающей Нагорный Карабах с внешним миром. Уже почти четыре месяца эта дорога блокирована азербайджанскими экологическими активистами, явно действующими по согласованию с официальным Баку. В результате в Нагорном Карабахе возник дефицит лекарств, введена карточная система, закрыты АЗС, периодически прекращается подача света и газа.
В свою очередь, Ереван в последние месяцы предпринял ряд шагов, которые призваны продемонстрировать неудовлетворение тем, как вообще работает механизм ОДКБ в части защиты своего члена от действий Азербайджана. Так, в ноябре прошлого года премьер Армении Никол Пашинян отказался подписывать проект декларации Совета коллективной безопасности ОДКБ. Ранее, в сентябре, власти Армении отказались участвовать в учениях ОДКБ в Казахстане. В начале текущего года Минобороны Армении проинформировало ОДКБ о нецелесообразности проведения в стране учений организации. Притом что Минобороны России сообщало, что на территории Армении планируется провести совместное учение миротворческих контингентов ОДКБ «Нерушимое братство — 2023».
И вот теперь получается, что «братство» уже не выглядит таким уж нерушимым. Это порождает слухи о возможном выходе Армении из ОДКБ, что не выглядит теперь таким уж невероятным. Особенно если Ереван заручится гарантиями безопасности уже не от России, а от ЕС и США.