Как правительство и Банк России планируют бороться с инфляцией?
«Ведомости»: власти и ЦБ обсуждают меры по замедлению роста кредитования
Лента новостей
План затрагивает различных заемщиков: госкомпании, получателей кредитов с субсидированной ставкой и розницу
Обновлено в 20:00
Кремль анонсировал ряд поручений, касающихся борьбы с инфляцией и кредитным перегревом, как сказал пресс-секретарь прездента Дмитрий Песков, они уже «на выходе».
Правительство и ЦБ разработают план действий по борьбе с инфляцией. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники. В центре обсуждения меры по замедлению роста кредитования, которое слабо реагирует на изменение ключевой ставки. В частности, речь идет о трех видах заемщиков: госкомпаниях и компаниях с господдержкой, получателях кредитов с субсидированной ставкой и розничном секторе.
В первом случае отмечается, что компании слишком оптимистично оценивают свои возможности, а банки активно кредитуют их, рассчитывая на гарантии со стороны государства. В случае со льготными программами предлагается пересмотреть условия либо вовсе отказаться от их финансирования со следующего года. Касательно розничного кредитования предлагается снижать мотивацию для банков выдавать новые займы.
Комментирует экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков
Александр Исаков экономист по России Bloomberg Economics «Мы видим лишь общий контур предложений, которые звучат довольно абстрактно, а именно замедление процессов выдачи кредитов, возможно, рационализация отдельных льготных программ кредитования аграриям и так далее. На текущий момент они не выглядят достаточно масштабными для того, чтобы повлиять на общие объемы кредитования. По-настоящему значительные эффекты с точки зрения роста кредита и спроса, с точки зрения инфляции могли бы представлять собой рационализация большой программы льготного кредитования и, возможно, снижение планов по выпуску государственного долга. Я думал, что кредитные меры обсуждаются сейчас, но в принципе и у правительства, и у Банка России есть множество других альтернативных методов сдерживания роста цен, которые также будут использованы. В прошлом мы видели разнообразие подходов от мониторинга обоснованности повышения цен розничными сетями до введения мягких экспортных пошлин на товары продовольственные или товары нефтепереработки. Также были, например, субсидии на транспортировку товаров внутри страны или временное сокращение импортных пошлин. Я думаю, что инструментов сейчас достаточно много, просто кредитные инструменты, наверное, самые простые и самые быстрые меры, которые можно принять».
Предпринимаемые правительством меры комментирует главный экономист «Т-Инвестиции» Софья Донец:
— То, что требовало поддержки, экономика, кредитование, показывает, что поддержка уже не нужна, и нужно выбрать правильный момент, чтобы эту поддержку начать сворачивать. Сейчас меры сворачивания кредитной поддержки как раз привязаны к инфляции, которая, очевидно, ускорилась, есть такой аргумент. А сворачивание поддержки — это может быть и про снижение рисков перегрева, и про экономию ресурсов, потому что поддержка кредитования от правительства — дело не бесплатное. Поэтому, наверное, это не только про инфляцию, но и про экономию ресурсов, когда доходим до ситуации, которая уже не очень плохая, надо разворачиваться и копить ресурсы на случай, если ситуация ухудшится, мы явно прошли такую высокую точку.
— Поможет ли это в борьбе с инфляцией?
— Пожалуй, должно, по крайней мере, Банку России будет полегче делать свою работу — чем меньше льготных программ, тем яснее становится кредитный пейзаж. У банковского сектора есть возможность самостоятельно более внимательно перераспределить ресурсы по секторам, не увлекаясь исключительно теми секторами, которые получают поддержку. В этом смысле это плюс. Однако для того, чтобы действительно увидеть плоды борьбы с инфляцией, неплохо было бы еще увидеть какие-то меры с точки зрения поддержки предложения. Предыдущая волна борьбы с инфляцией немонетарными способами у нас приходилась на 2021 год, тогда мы видели широкий набор инструментов, в том числе в регулировании внешней торговли, квотирования или субсидиях, которые позволяли на внутреннем рынке, например, оставить больше товаров или оставить их по более привлекательной цене.
Почему кабмин и ЦБ решили бороться именно с кредитами, хотя у регулятора есть другие инструменты для сдерживания роста цен? Мнение главного экономиста ПФ «Капитал» Евгения Надоршина:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если мы говорим о том, что способствует приросту спроса, то на самом деле корпоративное кредитование здесь играет очень важную роль. Во-первых, потому что у нас масса малоуправляемых льготных программ, и оно, в общем, также не чувствительно к повышению ставки, как льготная ипотека. И у нас вот такой недальновидный массовый спрос со стороны компаний, который в отличие от той же льготной ипотеки и розничного кредитования до недавнего времени вообще игнорировался и регулятором собственно говоря, и властями вообще. Посмотрите на 2023 год, у нас абсолютный прирост корпоративного кредитования такой, что прирост розничного на его фоне просто блекнет. И если мы возьмем два предыдущих года и сложим их вместе, мы приблизительно это и получим, то, насколько выросло корпоративное кредитование в 2023 году. И вот эти прошлогодние аномально высокие корпоративные темпы роста продолжились в этом году, а еще местами норовят ускоряться. Назвать это здоровым, с учетом ставок и огромного количество мутных, малопонятных программ, у меня язык не повернется. У меня есть ощущение, что борьба за снижение темпов роста кредитования и увеличение его качества, — это борьба за финансовую устойчивость, это попытка, ну уже даже, может быть, не избежать, я думаю, что избежать уже невозможно, смягчить предстоящий кредитный кризис. То есть это про финансовую стабильность, а не про инфляцию в первую очередь».
По данным «Сбера», с начала года число кредитов госкомпаниям выросло на 8,7%, выдали 300 млрд рублей на начало июля. Хотя в процентном соотношении наблюдается снижение — за 2023 году рост составил 43%. В банке отметили сокращение расходов на субсидирование, в результате чего снижается и портфель льготных программ.
Комментирует экономист Сергей Хестанов:
— В условиях стабильно высокой инфляции ограничение льготных кредитных программ выглядит вполне логично. Когда предложение в экономике явно не успевает за спросом, льготное кредитование, даже если оно производится целевым образом, довольно сильно способствует росту инфляции. Поэтому до тех пор, пока не удастся инфляцию хотя бы относительно снизить, скорее всего, большая часть льготных программ будет отменена или очень сильно ограничена, и только после того, как наметится устойчивый тренд к снижению инфляции, можно будет возобновить те или иные льготные программы.
— У правительства, кабмина больше нет других инструментов, чтобы воздействовать на инфляцию?
— Все остальные инструменты подразумевают временной горизонт в пятилетки и десятилетия, а инфляцию снижать нужно сейчас. И факторов, которые потенциально могут дать быстрый эффект, остается не так много — это ключевая ставка и сдерживание кредитования. Именно поэтому используется этот не самый популярный в части бизнеса инструмент. Скорее всего, льготные программы будут отменены или радикально сокращены. Ключевая ставка, весьма вероятно, будет еще повышена. И на некоторое время монетарные власти возьмут паузу с целью увидеть хотя бы умеренное, но устойчивое снижение инфляции. До этого почти полгода инфляция держалась почти строго на одинаковом уровне, что большая редкость в отечественной истории, и была надежда, что вот-вот инфляция начнет снижаться. Но, к сожалению, вместо того, чтобы начать снижаться, инфляция продолжила рост, и в этих условиях у Центробанка нет выбора. Необходимо, так или иначе, охладить кредитную активность.
Согласно последним данным ЦБ, в июле был зафиксирован наименьший месячный рост портфелей кредитов граждан за весь 2024 год — 206 млрд рублей. По словам экспертов, подобные результаты являются первыми плодами принятых властями ранее мер по охлаждению рынка кредитования физлиц, писала газета «Коммерсантъ».
Инфляция в России по состоянию на 26 августа, по данным Минэкономразвития, в годовом выражении составила 9,01% против 9,04% неделей ранее.