В московских аэропортах кончается топливо
Лента новостей
Возникший в московских аэропортах дефицит авиационного топлива может привести к очередному транспортному коллапсу. Государство уже подключилось к решению проблемы, но не исключено, что не сможет быстро наладить поставки
К середине сентября в московских аэропортах может случиться очередной коллапс, виной которому станут перебои с поставками авиационного керосина.
О том, что столичные аэропорты испытывают проблемы с поставками авиационного керосина, BFM.ru сообщил помощник генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Андрей Прянишников. Наличие проблем подтвердили и представители «Шереметьево» и «Внуково».
«Эта проблема еще не возникла, но она прогнозируется в скором времени, если не принять необходимые меры», — рассказал BFM.ru Прянишников.
На московский авиаузел приходится более половины от общего объема пассажирских авиационных перевозок России. В прошлом году три аэропорта перевезли 51,1 млн человек. Сейчас столичные аэропорты оказались на грани серьезного перебоя в работе. В «Шереметьево» и «Домодедово» имеющихся запасов авиакеросина хватит на трое суток, во «Внуково» — на двое.
Напомним, сбои в работе московского авиаузла уже случались, но по другим причинам. Так, в конце декабря прошлого года — в активный летный сезон — в «Шереметьево» и «Домодедово», из-за последствий ледяного дождя были отменены более 200 рейсов, не смогли вовремя вылететь около 20 тысяч пассажиров.
«Мы видим, что есть перебои с поставками. Мы мониторим ситуацию и выражаем определенную обеспокоенность, но при этом ситуация не критичная. В ближайшие дни аэропорт будет выполнять свою работу в штатном режиме», — пояснил BFM.ru официальный представитель «Шереметьево» Роман Генис. Он добавил, что аэропорт «Шереметьево» не занимается покупкой топлива, это делают топливные компании по договорам с авиакомпаниями. «Мы уже два года не является участником этого рынка», — добавил Генис.
«Домодедово» сейчас также работает в штатном режиме, сообщила BFM.ru официальный представитель аэропорта Елена Селянченкова: «В августе был отмечен некоторый дефицит топлива, что проявилось и в минимальном количестве предложений на рынке и, как следствие, в росте цен. Заметив эту ситуацию, мы направили письма нашим поставщикам о потребности авиатоплива в сентябре, и от части из них были получены отказы. Нашему аэропорту на сентябрь необходимо 38 тысяч тонн топлива. Росавиация уже предложила оказать содействие в обеспечении необходимых объемов и рассмотреть возможность постоянного обязательного ежемесячного выделения нефтяными компаниями авиатоплива топливным заправочным пунктам московского авиаузла».
В пресс-службе аэропорта «Внуково» BFM.ru сообщили, что аэропорт уже обратился к своим партнерам–нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный график поставок.
Конкретные объемы недопоставок топлива представители аэропортов не называют. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в августе 2010 года суммарный объем поставок авиационного керосина московскому авиаузлу составил 324,95 тысячи тонн, в сентябре 2010 года — чуть меньше, 316,63 тысячи тонн.
Увеличением числа пассажиров и полетов частично объясняет дефицит топлива, считают эксперты и участники отрасли. В целом, по данным Росавиации, за январь-июль этого года количество перевезенных пассажиров увеличилось на 11,7%, до 34,8 млн человек. В июле всего было перевезено более 7,5 млн человек, что на 14,2% выше показателя июля прошлого года.
В августе и сентябре этого года на московском авиаузле объемы поставок топлива должны были увеличиться. Ведь количество полетов возросло на 10%, рассказал BFM.ru Прянишников.
Сейчас ситуацию осложняет тот факт, что дефицит поставок наблюдается в сезон отпусков. По традиции, спад пассажиропотока начнется лишь в октябре. А значит, возможный коллапс может наступить в активный летный сезон.
И говорить о только возникающем дефиците топлива надо было еще в августе, когда он только «зарождался», говорит BFM.ru официальный представитель информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков.
Для решения возникшей проблемы Министерство транспорта собирается обратиться в Росрезерв для получения 180 тысяч тонн авиационного керосина. Также предполагается оптимизировать работу с поставщиками топлива, чтобы избежать подобных проблем в будущем, говорит Прянишников.
Минэнерго РФ для решения проблемы рассматривает вопрос об увеличении минимального запаса топлива в аэропортах до объема, которого хватало бы на семь-десять дней, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на слова замглавы министерства Сергея Кудряшова.
Роман Генис считает, что если государство подключилось к этому вопросу, то ситуация с топливом на московском авиаузле будет решена. «Мы рассчитываем, что государство решит эти вопросы, и нефтяные компании пойдут навстречу», — говорит он.
Однако не исключено, что государство не успеет оперативно решить эту проблему, полагает Строков. «Структуры типа Росрезерва не выпускают подобные объемы [280 тысяч тонн] так быстро, как это необходимо рынку. Эти объемы придут как раз к окончанию активного летного сезона, в лучшем случае — к середине месяца», — говорит эксперт.
Дефицит топлива на московском авиаузле связан с проблемой доставки продукции по железной дороге, сообщил сегодня вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. При этом он отметил, что сейчас увеличена прокачка нефтепродуктов по трубе. И вопрос с обеспечением топливом будет решен, передает РИА «Новости».
Впрочем, пресс-служба РЖД сообщила, что «поставки авиатоплива московским аэропортам железнодорожным транспортом осуществляются в полном объеме... и перебоев в подаче вагонов с топливом к аэропортам московского авиаузла нет».
Сложившаяся ситуация с авиакеросином на московском узле пока не отразилась на стоимости топлива. По данным «Кортеса», цены на авиакеросин за неделю с 19 по 26 августа варьировались в диапазоне от 22,85 тысячи до 25 тысяч рублей за тонну (минимальное и максимальное значения). В целом, цены на авиакеросин поднялись менее чем на 1% (0,97%), свидетельствуют данные «Кортеса». Такую динамику Павел Строков считает «вполне традиционной для сезона».
Но при этом он не исключает, что в ближайшее время цены на авиакеросин «несомненно отреагируют» на дефицит. Величина роста цен будет зависеть от того, насколько быстро государству, авиа- и топливным компаниям удастся наладить поставки, — говорит представитель «Кортеса».
В августе этого года эксперты предсказывали возможное подорожание авиационного топлива из-за остановки работы ряда НПЗ и роста числа пассажиров. В Москве топливо может подорожать на 4-5%, писала газета «Коммерсантъ».