16+
Понедельник, 24 июня 2024
  • BRENT $ 85.20 / ₽ 7494
  • RTS1115.39
8 сентября 2011, 16:28
Спецпроект: Спецпроект Банк Траст

Интервью с председателем правления банка «Траст» Надией Черкасовой

Лента новостей

Представьте себе, что вы оказались в одном лифте с Уореном Баффетом. Лифт поднимается на самый верхний этаж всего за три минуты, и за это время вы можете рассказать миллиардеру о вашем бизнесе, заинтересовать его и получить предложение, от которого нельзя отказаться. Ведь вы, наверняка, знаете, о чем и как будете говорить. Ну, а теперь запишите вашу яркую и проникновенную речь на видео, и пришлите на радио Business FM, по адресу trust@bfm.ru. Победитель получит бизнес-кредит на сумму до 5 –ти миллионов рублей, и еще один миллион рублей — на решение маркетинговых задач. По условиям нашего реалити-шоу, к участию допускаются владельцы реального бизнеса, которые работают не менее полугода и могут продемонстрировать результаты.ХХХХХ

Надо подняться и что-то сделать

О том, что необходимо сделать в первую очередь тем, кто хочет стать участником реалити-шоу, рассказывает председатель правления банка «Траст» Надия Черкасова:

— Любое дело начинается с того, что надо просто подняться и что-то сделать. Первый шаг — это обязательно надо попробовать. Да, попробовать получить кредит, да, попробовать отправить к нам на проект свое видео, да, попробовать использовать и другие возможности. Почему нет? Это возможность, за которую надо в хорошем смысле цепляться.

— Наш проект — это, по сути, конкурс для тех, кто умеет хорошо говорить. Кто лучше всех расскажет о себе и своем бизнесе, тот и получит приз?

В прошлом интервью я привела в пример Остапа Бендера в ответ на вопрос о том, зачем нужно хорошо выглядеть. Теперь повторюсь — нет, не обязательно хорошо говорить. Мы будем оценивать суть проекта: что хочет сделать предприниматель, какой именно результат он хочет получить, что будет продвигать и так далее. И я бы хотела акцентировать внимание на следующем: ведь многие предприниматели активно кредитуются как физические лица. То есть берут кредиты на покупку автомобиля или другие потребительские цели. И здесь, на мой взгляд, предпринимателю не нужно себя делить на две части: я как предприниматель и я как физическое лицо. В данном случае это одно и то же. Поэтому взять кредит для развития бизнеса — это то же самое, что взять кредит на потребительские цели. Единственное различие, на мой взгляд, состоит в том, что кредит на развитие бизнеса позволяет получить в будущем увеличенный доход. То есть ты вкладываешь в бизнес, ты увеличиваешь ассортимент или развиваешь каналы продаж либо ты увеличиваешь само производство, приобретая оборудование. В любом случае это потом дает дополнительный доход, вот в чем разница. Хотя я уверена, что очень многие наши слушатели кредитами пользуются достаточно активно. Ведь рынок кредитования малого бизнеса в России работает практически 20 лет.

— Мы предлагаем за три минуты рассказать о себе. Много это или мало, чтобы преподнести свой бизнес? А если учитывать, что это видео, то, быть может, если вы занимаетесь торговлей спортивным оборудованием, то надо надеть спортивный костюм и сняться на тренажере? Или, если вы торгуете на рынке, то снять видео прямо у палаток, которые вам принадлежат?

— Если нам пришлют видео, максимально приближенное к месту бизнеса, безусловно, это даст больше понимания о заявителе, о том, чем конкретно он занимается. Какие-то в этом смысле постановочные вещи, специальные декорации, на мой взгляд, не нужно делать. Мы же оцениваем не художественные возможности видео. Поэтому было бы хорошо, если бы наши предприниматели снимали свой конкретный бизнес, где они сейчас работают каждый день. Это первое.

Второе. Можно ли понять что-то за три минуты? Мой ответ — да. Есть расхожее мнение, сложившееся веками в психологии: за две минуты можно понять человека. Почему за три минуты нельзя понять бизнес? Мне бы в первую очередь хотелось увидеть ответы на те вопросы, которые мы задали и которые у нас есть на сайте. И мы будем оценивать эти полноту ответов на эти вопросы. И еще, если, например, два предпринимателя вместе делают совместный бизнес, мне бы хотелось увидеть обоих на этом видео.

— Давайте подведем итог: не важно, в каком качестве будет сделано это видео — снято оно на мобильный телефон, на видеокамеру, на фотоаппарат-мыльницу, не важно, в какой форме это будет преподнесено. Главное — содержание. Вас интересует суть, и тут не нужны постановочный свет, профессиональная кинокамера, режиссера, монтаж, нарезка и т. д.

— Совершенно верно. Я бы здесь разделила две вещи. С одной стороны, наш проект выглядит в некотором смысле как шоу-проект, но с другой стороны — это только внешняя часть, необходимая для привлечения участников. Содержание — это вторая часть. Для нас важно, чтобы действительно у предпринимателя был бизнес — это первое. Второе, чтобы у него был четкий, ясный проект. И третье, чтобы мы получили ответы на те вопросы, которые находятся на сайте.

— Тем временем у нас появилось первое видео, присланное с соблюдением всех правил реалити-шоу. Первый участник — руководитель компании «ВатерВенд» Алексей Анисимов. Мы созвонились, и попросили его рассказать о том, сколько времени прошло с момента принятия решения об участии до того, как уже готовое видео было отправлено по адресу trust@bfm.ru.

— Я ехал в машине, как обычно слушал Business FM. Ну, соответственно, запомнил, информацию про реалти-шлоу. Вечером уже зашел на сайт, посмотрел, какие условия, что можно сделать. Открыл ноутбук, записал 2-3 дубля ролика. С женой выбрали, какой получше, ну, и отправили его по электронной почте. Я думаю, что той информации, которую я дал, будет вполне достаточно, чтобы принять решение — пригласить или не пригласить для дальнейшего разговора и общения.

— На какой носитель вы записывали видео?

— На обычный ноутбук со встроенной веб-камерой, причем самый простой. Я просто подключил наушник с микрофончиком и сделал запись.

— Как видите, все предельно просто. Вы можете записать ваше видео на любой носитель, а затем прислать его либо в предложенном файле, либо выложить на любой хостинг, а нам отправить ссылку по адресу trust@bfm.ru, где, кстати, выложены все условия участия. Расскажите о своем бизнесе так, чтобы даже Уорену Баффету захотелось стать вашим инвестором. Потратьте на этот рассказ всего три минуты — и получите за это 5 миллионов рублей.ХХХХХ

Прослушать интервью на BusinessFM

Как гарантировано получить кредит в банке

Председатель правления банка «Траст» Надия Черкасова рассказала, как банк оценивает потенциальных заемщиков, о чем в проекте «Коротко и по делу» за три минуты должен успеть рассказать предприниматель.

— Начнем с того, что предприниматели — это реальный авангард общества. Они не боятся делать то, о чем другие, наемные работники, даже думать опасаются. Трудно каждый день просыпаться с мыслью, что ты должен платить: владельцу здания — за аренду офиса, своим сотрудникам — зарплату, нужно отдать деньги жене или мужу. По сути, предприниматель, в отличие от наемного работника, просыпается каждый день с долгом, будь то кредитный долг, долг перед сотрудниками в виде зарплаты или перед поставщиком за товар. Это некое нормальное состояние, и не каждый человек в принципе готов к такому.

— Как вы определяете, готов ли человек отвечать по долгам, когда он приходит в банк просить кредит? По глазам, по одежде, по часам, по туфлям, по особому блеску в глазах?

— От такого перечисления у меня перед глазами возник образ Остапа Бендера, который приобретал специальный антураж для махинаций. Наверное, можно сказать, что важны все детали, но их сразу надо разделить на две части. Это социально-психологические факторы и финансовые. Кредитный менеджер, который встречает клиента, он оценивает, как клиент выглядит, насколько он аккуратен, даже есть ли у него наколки. Это те факторы, которые говорят о модели жизни человека в обществе. Важны также возраст, пол, образование, но в первую очередь — успехи в текущем финансовом бизнесе. Ведь дополнительный риск в этом смысле кредитная организация брать на себя не хочет.

— В нашей ситуации вы рискнули пойти на нетрадиционный шаг и начать знакомство с претендентами на получение 6 млн рублей именно через видеознакомство. Человек должен рассказать о себе и своем бизнесе, не показывая никаких документов. Вам придется отобрать и угадать тех, кто достоин. Не боитесь ошибиться?

— Нет, не боимся. Здесь не стоит задача угадать. Если бы передо мной стояла задача русской рулетки, то, безусловно, риски были бы высокими. Я вижу свою задачу в том, чтобы не угадать, а экстраполировать свой опыт, накопленный на проектах, которые мы ведем с предпринимателями. Внешний вид в данном случае — вторично. А первичным будет, что за проект предлагается, в чем его суть. Мы с вами рассматриваем предпринимателей, которые уже имеют свой бизнес. Это не стартапы. И в этом тоже пониженный риск, поскольку у них есть опыт.

Кроме того, мы будем получать некую информацию, которую можно считать опосредованной финансовой. Если у собеседника идет успешно текущий бизнес, то это отражается на его жизни: у него, например, есть автомобиль, квартира, дом. И семья, в которой несколько детей, поскольку у него есть доход, позволяющий такую семью содержать. Все эти факторы являются опосредованными факторами финансового состояния. Плюс сама суть проекта. Я бы делала ставку на опыт предпринимателя в текущей финансовой деятельности.

— Вас когда-нибудь пытались обманывать? Как обманывают банк «Траст» в попытке получить кредит, на какие хитрости пускаются предприниматели или просто мошенники?

— Предприниматель не придумывает ничего особенного специально для банка «Траст». Как правило, схема или история используются против целого ряда банков. Поэтому эти вещи хорошо известны и банками анализируются. Из безобидных мне вспоминается несколько случаев. Один из них, когда предприниматели пытаются построить некие потемкинские деревни. Кредитный менеджер выезжает на финансовый анализ и выясняет: у предпринимателя за несколько дней до визита ничего не было, а тут вдруг находится полный товаров склад. Или новое оборудование. Наш кредитный инспектор однажды обратил внимание на то, что предприниматель говорил о работающем несколько месяцев бизнесе. Но когда он стал внимательно осматривать оборудование, то увидел, что оно не используется, на нем толстым слоем лежит пыль. Через такую, казалось бы, мелочь мы вышли на то, что это была некая потемкинская деревня.

Другой вариант. Часто предприниматели пытаются в качестве залога предложить один и тот же автомобиль. Поскольку сейчас техника находится на очень высоком уровне, то пытаются подделать целый ряд документов, в частности ПТС. То есть предлагая в залог каждый раз один и тот же автомобиль, просто показывают разные документы. Такой случай был реально, нам удалось его предупредить.

Но все равно, мое мнение эти люди не изменят. Повторюсь, предприниматели — это авангард общества. И в этом смысле, на мой взгляд, если сравнивать с рынком кредитования физических лиц, они вдобавок наиболее порядочная часть общества. Даже если смотреть процент невозвратов, по всем банкам России, то по предпринимателям он гораздо ниже, чем по физлицам. Статистика однозначно говорит о том, что доля предпринимателей, которые не возвращают кредиты, обычно не выше 3%.

А что предприниматели — это какие-то прохиндеи, которые обязательно тебя обманут или обсчитают, — миф, который, на мой взгляд, и СМИ, и государство должны планомерно разрушать.

— Заглянем на несколько недель вперед. Как вы будете выбирать лучших из лучших? Что будет приоритетом в выборе?

— Приведу в пример то, что много лет назад мы делали вместе с одним женским журналом — мы выбирали три лучших женских проекта. Я была в похожей роли. В итоге, победил проект очень понятный и ясный: женщина организовала бутик по продаже тапочек. С одной стороны, казалось бы, ну что такое в тапочках интересного. Но мы все приходим домой, где у нас у всех есть тапочки.

Честно говоря, когда я погрузилась в этот проект, поняла, что человек глубоко разбирается в этой теме, у нее есть опыт хороших продаж. И еще, что очень важно, человек любит это дело.

Наверное, нужно быть энтузиастом своего дела и любить его, чтобы даже в наших сложный российских условиях развивать собственный бизнес.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию