В Минске прошли дебютные свободные валютные торги
Лента новостей
По итогам первой рыночной сессии был зафиксирован курс в 8600 рублей за доллар. Подробнее о прохождении сессии и ее итогах Business FM рассказал главный редактор белорусского журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко
По итогам первой рыночной сессии был зафиксирован курс в 8600 рублей за доллар. Официальный курс Нацбанка на три с лишним тысячи рублей меньше.
Подробнее о прохождении сессии и ее итогах Business FM рассказал главный редактор белорусского журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко.
Business FM: Добрый день. Вы следили за тем, как проходила торговая сессия?
Шиптенко: Да, безусловно. Это очень интересное событие для всех.
Business FM: Расскажите, был ли какой-то ажиотажный спрос на валюту или все прошло относительно спокойно?
Шиптенко: Все прошло относительно спокойно. Накануне Нацбанк проводил так называемые учебные торги, где отрабатывались приемы регулирования спроса и предложения. Таким образом, тот курс доллара США, евро и российского рубля, который был выявлен, – курс, который в будущем соответствовал ожиданиям белорусских субъектов хозяйствования, в частности, предприятий-импортеров, потому как в стоимость импорта закладывался гораздо более высокий курс. Например, в стоимость импортных поставок закладывался курс 10 тысяч белорусских рублей за доллар США, и более. Таким образом, 8600 — за доллар США — это более чем хорошая новость для предприятий-импортеров, тем более что многие из них реально допущены к торгам, и смогли приобрести валюту.
Business FM: К торгам были допущены все желающие или есть какие–то ограничения?
Шиптенко: Ограничения, безусловно, были. Были со стороны Нацбанка, и еще где-то в общих правилах участников торгов, таким образом, предприятия-импортеры, основные субъекты хозяйствования, наиболее крупные импортеры, они были допущены к альтернативным торгам. Если ограничения и были, то они существенно не повлияли на спрос и предложение. На предложение повлиял другой фактор – это стимулирование правительством госпредприятий-экспортеров, которые были обязаны предоставить на эту дополнительную сессию определенную часть валютной выручки, чего многие предприятия-экспортеры не хотели делать. Но для того, чтобы картина получилась более благостная, естественно, их попросили настойчиво сделать валютные предложения. То есть валютных интервенций со стороны Нацбанка не было, эти предложения были со стороны субъектов хозяйствования, в том числе государственной формы собственности.
Business FM: Вот еще, какой таинственный момент существует во всей этой истории — МВФ увязывал начало свободных торгов с выделением кредита. Теперь же сегодня белорусские власти заявляют, что Белоруссия может отказаться от кредита МВФ. Проясните как-нибудь.
Шиптенко: Я думаю, что и Нацбанк, и правительство в целом участвуют в такой масштабной пропагандистской компании, которая направлена на то, чтобы успокоить население, и вернуть доверие к национальной валюте. Без кредита МВФ Белоруссии будет очень сложно обеспечить стабильность финансовой системы и поддержать курс белорусского рубля. Кредитные ресурсы, которые поступили от антикризисного фонда ЕврАзЭС, они недостаточны для того, чтобы на протяжении длительного времени поддерживать курс белорусского рубля.
На прямой связи со студией Business FM из Минска был главный редактор белорусского журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко.
Business FM