16+
Воскресенье, 23 июня 2024
  • BRENT $ 85.02 / ₽ 7478
  • RTS1115.39
20 сентября 2011, 17:20 КиноОбществоСМИПолитика
В фокусе: Запрос дня от Google

Михалкова двинули на «Оскар» протестным голосованием

Лента новостей

Будет ли Никита Михалков представлять в этом году Россию на премии «Оскар», решится до 1 октября. Глава оскаровского комитета РФ Владимир Меньшов отказался подписать протокол отборочной комиссии, которая выдвинула «Утомленные солнцем-2: Цитадель»

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Номинирование на премию Американской киноакадемии ленты Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель», провалившейся в российском прокате, вызвало споры не только в российском оскаровском комитете, но в среде кинокритиков. Сегодня это самый популярный запрос дня поисковой системы Google.

Решение о выдвижении михалковской картины на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм» было принято накануне, в понедельник, Российским оскаровским комитетом.

В него входят восемь человек, в их числе и сам Никита Михалков. На заседании комитета присутствовали не все его члены, но работа Никиты Михалкова была выбрана большинством голосов. Также в «шорт-лист» были включены «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова.

Самовыдвиженец

Это уже третье выдвижение картины Никиты Михалкова на «Оскар». В 1995 году он получил статуэтку за фильм «Утомленные солнцем». Тогда его фильм обошел бельгийскую картину «Фаринелли-кастрат», кубинскую «Клубника и шоколад», македонскую «Перед дождем» и тайваньскую «Ешь, пей, мужчина, женщина». А в 2008 году был включен американскими киноакадемиками в «шорт-лист» «Оскара» с картиной «12».

Но в этот раз ситуация с выдвижением особая. Картину на голосование выдвинул сам Михалков, что не принято, заявил в эфире «Эха Москвы» председатель российского оскаровского комитета режиссер Владимир Меньшов. Обладатель статуэтки «Оскар» за картину «Москва слезам не верит» отказался ставить подпись под итоговым протоколом вчерашнего голосования.

В интервью «Радио России» он сообщил, что тайное голосование не было полностью независимым. Кроме того, на заседании не присутствовали все восемь членов комитета, а некоторые представители голосовали по доверенностям. Впрочем, Никита Михалков и Глеб Панфилов (они работали над «Цитаделью») не участвовали в голосовании, подчеркнул Меньшов, выступая на «Эхе Москвы».

Сегодня масла в огонь подлил и родной брат Никиты Михалкова Андрей Кончаловский, который в 2009 году вышел из состава оскаровского комитета. В эфире «Эха Москвы» он заявил, что комитет не выражает мнения кинематографической общественности. По его мнению, сейчас требуется создание другой комиссии, которая бы отражала положение в российском кинематографе более объективно.

Объективность голосования действительно вызывает вопросы. Так, киновед Кирилл Разлогов, который накануне принимал участие в заседании оскаровского комитета, в интервью BFM.ru указал, что голосовал «за» «Цитадель». И объяснил, чем продиктовано его решение. «У тех людей, которые собрались в оскаровском комитете, мнение во многом сформировано тем, что против картины Михалкова большая оппозиция. И в пику оппозиции такое протестное голосование. Если бы не было такой дикой оппозиции, возможно, я бы проголосовал за другую картину», — говорит он BFM.ru.

При этом Разлогов признает: наибольшие шансы на выдвижение на «Оскар» могла бы иметь картина Андрея Звягинцева «Елена». В мае этого года она получила награду на Каннском фестивале. Этого же мнения придерживается и кинокритик Антон Долин, о чем он сообщил на своей странице в Facebook.

Что же касается «Фауста» Александра Сокурова, который получил «Золотого льва» на закрывшемся в сентябре кинофестивале в Венеции, то, по словам Разлогова, «люди, которые голосовали [за фильм Михалкова], были в известной мере раздражены тем, что картина снята на немецком языке и не похожа на оригинал Гете». «Это люди, уважающие классическую культуру, помнящие перевод Пастернака, для них такая трактовка классического сюжета оказалась шокирующей и неприемлемой», — говорит Разлогов.

Екатерина Мцитуридзе, глава компании «Совэкспортфильм», занимающейся продвижением российского кино на международных рынках на госуровне, вспоминает историю с картиной «Кукушка» Александра Рогожкина. «После победы «Фауста» в Венеции, продвижением которого наша компания занималась в Венеции, глава Sony Pictures Classic Том Бернард напомнил мне ее, — рассказывает она BFM.ru — Несколько лет назад они готовы были купить для американского проката «Кукушку». И это гарантировало ему если не «Оскара», то минимум номинацию. Но российский оскаровский комитет несмотря на то, что был в курсе этих перспектив, выдвинул другую картину — «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Похоже, что история повторяется».

Некоторые кинокритики сегодня вовсе отказались комментировать BFM.ru выдвижение фильма Михалкова на «Оскар». К примеру, Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино», признался BFM.ru, что он противник Михалкова и не станет комментировать эту тему, «потому что это сыграет Михалкову на руку».

«В кои-то веки в нашем кино за год сложилась конкурентоспособная обстановка, и из-за того, что все это происходит кулуарно, теперь при любом раскладе оскаровская гонка для России начнется с неприятного осадка», — характеризует ситуацию BFM.ru Екатерина Мцитуридзе. Эксперт отмечает, что выдвинутому на соискание «Оскара» фильму еще нужно доказать, что он лучше, чем 65 фильмов из других стран.

Правила игры российского оскаровского комитета нуждаются в пересмотре, это главный итог сложившейся скандальной ситуации, говорит Екатерина Мцитуридзе. «Почему бы не устраивать открытое голосование, когда каждый ответственен за свое решение и должен его каким-то образом аргументировать. После принятия решения необходимо встретиться с прессой и опубликовать протокол итогового заседания. В конце концов, мы занимаемся не секретными разработками, а кино, самым публичным из искусств. И тогда никто не будет чувствовать себя неловко — ни тот, кого отвергли, ни тот, кого выдвинули», — говорит Екатерина Мцитуридзе. Также она считает, что было бы логичным при «Совэкспортфильме» организовать комиссию, в которую войдут все ведущие российские продюсеры с международной репутацией. Плюс нынешний состав комиссии.

«Шляпу перед ним снять придется»

«Цитадель» является второй частью дилогии «Утомленные солнцем-2». Она вышла в прокат 5 мая этого года, хотя изначально планировался выход в прокат в ноябре 2010-го. Тогда официальная версия переноса выхода в прокат объяснялась выходом на экраны «Брестской крепости» Александра Котта. Однако позднее сам Никита Михалков признавал: прокат был отложен из-за волны негатива, которой сопровождался прокат фильма «Утомленные солнцем: Предстояние».

Режиссер называл критику несправедливой и выразил уверенность, что волна негатива накрыла бы и вторую часть. Его опасения оправдались. При бюджете в 34 млн долларов фильм заработал в прокате всего 1,5 млн долларов и шквал критики. Тогда Никита Михалков сам устроил конкурс любительских рецензий на «Цитадель» и отобрал из 400 работ 17. Победителей он награждал в столичном ресторане Vаниль.

У предыдущего фильма дилогии — «Предстояние» — сборы оказались чуть выше и составили около 7,5 млн долларов. Эта лента была выдвинута в прошлом году в числе номинантов на получение награды Каннского кинофестиваля, но не получила награды. Оба фильма были сняты в том числе при поддержке ВТБ и ВЭБа.

В целом же Разлогов оценивает шансы на получение «Оскара» у всех трех фильмов как «чрезвычайно небольшие». Итоговое решение должно быть принято до 1 октября. До этого времени кинодеятели должны определиться, кто же в итоге будет представлен в качестве номинанта от России на соискание премии «Оскар». Разлогов призывает не драматизировать ситуацию с выдвижением фильмов от России.

Никита Михалков предпочитает ничего не комментировать. Его телефон сегодня не отвечал. «Он на выборах натуры», — сообщили BFM.ru его представители. Сопродюсер фильма и генеральный директор студии «ТриТэ» Леонид Верещагин был недоступен для комментария.

Ранее Валерия Новодворская на сайте «Грани.ру» поделилась своими впечатлениями о фильме «Цитадель»: «Я потрясена: такой антисоветчины я не видела более 20 лет. Это продолжение «Покаяния», причем уже без надежды. Это ожог, это удар хлыстом, это даже не «банька по-белому», это крематорий. Понял ли Никита Михалков, что он поставил? Неважно. Великому художнику дано сотворить правду, даже если он не в силах осмыслить ее. Когда этому фильму будут вручать «Оскара» по 5-6 номинациям, многие (и я в том числе) справедливо откажутся подать лауреату руку, но шляпу перед ним снять придется».

Наши «Оскары»

Ранее советские и российские картины уже удостаивались награды Американской киноакадемии. В 1943 году награду получил документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» Ильи Копалина и Леонида Варламова, в 1968 — «Война и мир» Сергея Бондарчука, в 1976 году «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, в 1980 — «Москва слезам не верит» и в 1994 году — «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2000 году «Оскар» получил Александр Петров за короткометражный мультфильм «Старик и море».

После этого Россия несколько раз выдвигала своих претендентов на соискание премии, однако они не были включены даже в «шорт-лист» номинантов. Так случилось с фильмом «Край» Алексея Учителя и «Палата № 6» Карена Шахназарова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию