16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6880
  • RTS1102.01
26 сентября 2011, 13:23 ОбществоПравоПолитика

Доля ангелов: на чем зарабатывают мэры российских городов

Лента новостей

Сити-менеджер Смоленска Лазарев и его заместитель Петроченко погорели на «распиле» миллиардного контракта в рамках подготовки к юбилею города. В этом году за взятки привлечено 10 мэров, за превышение служебных полномочий — вдвое больше

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

«Долей ангелов» (Angel’s share, La part des anges) производители алкогольных напитков называют ту часть вин, коньяков, виски и ромов, которая во время выдержки испаряется из дубовых бочек через поры дерева. В результате напиток теряет крепость. То же самое зачастую происходит с бюджетными деньгами и средствами предпринимателей, если во главе города стоит нечистый на руку мэр или сити-менеджер (человек, в должностные обязанности которого входит ведение городского хозяйства).

Последний громкий коррупционный скандал, связанный с деятельностью топ-менеджеров Смоленска, произошел на прошлой неделе.

Останкинский суд Москвы 21 сентября санкционировал арест сити-менеджера Смоленска Константина Лазарева. Cотрудник пресс-службы Главного управления экономической безопасности (ГУЭБ) МВД РФ Альберт Истомин сообщил, что сотрудниками ГУЭБ были задокументированы факты получения чиновниками смоленской администрации 5 млн рублей от представителя московского ООО «Евро Дизайн» за возможное участие в тендере на реализацию госконтрактов объемом более 1 млрд рублей».

По данным BFM.ru, речь шла о строительстве дороги, предусмотренном программой подготовки к празднованию 1150-летия Смоленска в 2013 году. Только на реконструкцию и капитальный ремонт дорог города в текущем году запланировано потратить 1,5 млрд рублей.

Надо сказать, что у руководителей Смоленска плохая «наследственность». Так, Константин Лазарев ранее был заместителем экс-мэра Эдуарда Качановского, осужденного в апреле этого года по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ — попытка получения взятки в крупном размере. Речь шла о вымогательстве трехкомнатной квартиры № 35 стоимостью более 2 млн рублей в новом доме № 9 по улице 25 Сентября у директора строительной компании «ЦентрСмоленскСтрой» под угрозой отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию самого нового дома и построенного компанией магазина. Дело Качановского рассматривал суд присяжных, он получил 4 года.

Берут борзыми щенками

Впрочем, Смоленск — лишь один из списка российских городов, мэры которых оказались нечисты на руку. Так, только в этом году поплатились за взяточничество мэры Братска, Челябинска, Магнитогорска, Мыски (Кузбасс), Ейского района Краснодарского края, Невельского района Сахалинской области, Североуральска, Георгиевска.

Экс- мэр Братска Александр Серов обвиняется в получении взятки в особо крупном размере и вымогательстве. Он был задержан в феврале этого года по заявлению предпринимателя, сообщившего, что Серов вымогал у него 15 млн рублей за подписание договора аренды.

Экс-мэр Южноуральска Владимир Гора за получение взятки в крупном размере (долю в ресторане, которую он требовал за выделение участка земли под строительство, оценили в 7 млн рублей) приговорен к 7 годам лишения свободы условно, штрафу в 1 млн рублей, ему не разрешено занимать государственные и муниципальные должности два с половиной года.

Вице-мэр Магнитогорска Виталий Сидоренко был задержан с поличным при получении 2, 5 млн рублей во время приема граждан в сентябре 2009 года. Следствие продолжается.

Экс-главу Ейского района Краснодарского края Сергея Тулинова приговорили к 7,5 года заключения за получение взятки в размере 3 млн рублей за выделение в аренду земельного участка под строительство курортного комплекса.

Глава кузбасского города Мыски единоросс Андрей Бельницкий 29 июня 2011 года был задержан в рабочем кабинете при получении взятки в размере 440 тысяч рублей. Губернатор отстранил мэра города Мыски от занимаемой должности.

Вице-мэр Невельского района Сахалинской области Сергей Урванцев приговорен к пяти годам лишения свободы. Ему предстоит также выплатить в доход РФ штраф в размере 1 млн рублей и вернуть 8 млн рублей, полученных им в качестве взятки. Он курировал аварийно-восстановительные и спасательные работы после землетрясения в 2007 году и, как решило следствие, с корыстными целями общался с заинтересованными фирмами.

Мэра Североуральска Юрия Фролова и его сообщника Тиграна Симоняна задержали в поселке Покровск-Уральский Свердловской области при получении взятки. Суд избрал обоим меру пресечения в виде содержания под стражей. Им грозит до 12 лет лишения свободы.

Против мэра Георгиевска Виктора Губанова возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки). По данным следствия, он требовал от директора торгового центра 1,8 млн рублей в обмен на выдачу разрешения на реконструкцию здания.

Евгений Минченко, глава холдинга «Минченко консалтинг», рассказал BFM.ru: «Я думаю, мэров легче ловить на взятках, потому что есть совершенно понятные коррупционно емкие темы, например, землеотводы, тендеры, общее покровительство бизнесу, создание режима благоприятствования тем или иным бизнесменам. На губернаторском уровне банальной прямой коррупции нет: есть формат договоренности с крупными бизнес-группами. А на уровне местного самоуправления меньше пространства для пакетных договоренностей, которые могут быть изящно оформлены — соответственно, больше возможности какой-то прямой коррупции. И чем ниже уровень муниципального образования, тем больше возможностей для такой прямой коррупции, и тем больше рисков для градоначальников».

Левые источники доходов

Напомним, что деятельность органов местной власти регулируется федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 51 этого закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (например, жилым фондом специального назначения, объектами культурного наследия, оздоровительными и досуговыми объектами, находящимися в муниципальной собственности земельными участками, прудами, лесами, пассажирским транспортом, а также службами по вывозу бытовых отходов и ритуальных услуг).

У властей есть право передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование частным лицам и компаниям, отчуждать его и совершать иные сделки.

Если это не противоречит федеральному закону, мэры городов могут выдавать разрешение на приватизацию имущества местного органа самоуправления.

Заметим, что 131-й закон запретил местным органам власти иметь в собственности коммерческие объекты: в частности, муниципальные рынки, магазины и гостиницы. Мэрии городов должны перепрофилировать такое имущество или избавиться от него.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Кроме того, ст. 54 закона закрепляет за ними право на размещение муниципальных заказов.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать размеры местных налогов (ст. 57) и некоторых тарифов. Часть из них, а также поступления от штрафов остаются в местном бюджете.

Георгий Сатаров, президент фонда «Индем», в беседе с BFM.ru отмечает, что у руководителей городов большой выбор «доходных мест».

«Муниципальный бюджет, помимо других незначительных источников, формируется из штрафов, которыми облагаются предприниматели. Это создает естественное давление всех контрольных органов на бизнес, а там, где формируется такое искусственное давление, всегда возникает неоправданная коррупция, на которой кормятся должностные лица городского уровня, — комментирует Сатаров. — А поскольку сейчас коррупция сетевая, то независимого коррупционного бизнеса почти не существует. Денежные потоки идут в том числе и наверх. Работают как большие преступные группировки. Любой коррупционный бизнес на муниципальном уровне приносит доход и вышестоящим муниципальным чиновникам».

Едва ли не самым коррупционно емким сектором эксперт считает строительство. «Из самых универсальных и присутствующих везде [инструментов коррупции], является строительство. Это касается и строительства жилья, и в особой степени строительства под какие-то бизнес-проекты (магазины и т.д.), и там деньги делаются из всего: начиная с разрешений на землеотводы, разрешений на подключение к инфраструктуре и так далее».

На второе место по теневой доходности Сатаров ставит ЖКХ. «Дальше это ЖКХ. Совершенно огромные обороты, огромная коррупция, фантастическая неэффективность. И здесь тоже циркулируют очень большие деньги, на которых кормится и высшее муниципальное руководство», — говорит он BFM.ru.

Справедливость рассуждений эксперта подтверждает статистика уголовных дел, возбужденных против мэров, по статье «превышение должностных полномочий». При детальном анализе видно, какие «левые» источники пользуются у коррупционеров популярностью.

Жилье

Экс-главу Петропавловско-Камчатского городского округа Владислава Скворцова обвинили в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По данным следствия, 8 июля 2009 года он разрешил начальнику следственного управления УВД по Камчатскому краю приватизировать незаконно выделенную ему служебную трехкомнатную квартиру из муниципального специализированного жилищного фонда. Размер убытка составил более 2 млн рублей. Экс-глава не признает своей вины и намерен доказать это в суде. В марте этого года он подал в отставку.

Мэр города подводников Вилючинска (Камчатский край) Александр Маркман 31 декабря 2010 года был временно отстранен от должности: его обвиняли в том, что при реализации программы переселения граждан из Вилючинска, незаконно и небескорыстно принял решение об обеспечении жильем за пределами Камчатского края (в Москве, Подмосковье и в Курске) главы ОВД города Проскурина и чиновников из горадминистрации — директора МУП «Городское тепловодоснабжение» Черемисина и начальника отдела по учету и распределению жилья администрации города Елисеенко. Причинение ущерба федеральному бюджету — более 2 млн рублей. Позже Маркман был восстановлен в должности мэра закрытого города.

Земля и муниципальное имущество

Приговор в отношении бывшего мэра Тольятти Николая Уткина (а также его замов Натальи Немых и Сергея Чижова) вступил в силу 8 июля этого года. С учетом ранее назначенных наказаний (в феврале 2008 года Уткин и Немых уже были признаны виновными в получении взятки и злоупотреблении должностными полномочиями) экс-мэр Тольятти будет отбывать срок в течение 7,5 года, Немых приговорили к 9 годам лишения свободы. «Земельное дело» было возбуждено еще в октябре 2004 года. По версии следствия, Уткин и другие чиновники мэрии с 1992 по 2005 год незаконно передали сельхозугодия СХ ЗАО «Россия» и СХПК им. Разина , на тот момент не оформленные в собственность под жилую и промышленную застройку различным коммерческим структурам. По данным прокуратуры Самарской области, ущерб составил 150 млн рублей.

Еще две истории относительно старые, но поучительные. Так, Юрий Лебедев, экс-мэр Нижнего Новгорода, знаменит тем, что за три дня безвластия успел подписать почти 50 распоряжений об отводе земельных участков и передаче городского имущества. По данным СМИ, земельные участки в центре города без проведения торгов были переданы частным фирмам в аренду сроком на 49 лет за небольшие деньги, а муниципальное движимое имущество, в том числе спецмашины по вывозу мусора, — в безвозмездное пользование.

В августе 2009 года Нижегородским УВД в отношении Лебедева было возбуждено уголовное дело о хищении имущества в особо крупных размерах с использованием служебного положения: он за 10 тысяч рублей получил в собственность 54% акций крупнейшего в городе гостиничного комплекса «Нижегородский». Ещё одно уголовное дело по статье «мошенничество» против Юрия Лебедева возбудило в начале ноября того же года УВД по ЦАО Москвы.

В том же 2009 году два уголовных дела было заведено на экс-мэра подмосковного города Щербинки Подольского района Сергея Дубинина за махинации с землей, принадлежащей Минобороны России. В 2007 году он подписал постановление о сдаче в аренду местному ООО трех земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, хотя распоряжение этой землей находится в компетенции федеральных властей. А еще через год эти же участки Дубинин передал в собственность другой коммерческой структуры всего за 175,7 тысячи рублей при том, что их кадастровая оценка — более 35 млн рублей.

Евгения Кабанова, советника бывшего мэра Петропавловско-Камчатского городского округа Владислава Скворцова, обвинили в покушении на мошенничество в особо крупном размере с использованием служебного положения. По информации Следственного управления края, Кабанов в 2008 году предложил руководителю коммерческой фирмы посреднические услуги: он собирался передать мэру 1,5 млн рублей в обмен на выделение земельного участка под строительство магазина.

29 марта 2011 года бывшему сити-менеджеру Тулы Альберту Уколову было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ «Превышение должностных полномочий» и «Незаконное приобретение и хранение боеприпасов». По данным следствия, в 2008 году он незаконно подписал ряд распоряжений о приватизации муниципального имущества — в результате были неправомерно приватизированы МУП «Музыкально-литературный салон» и МУП «Управляющая компания г.Тулы». Позже управляющая компания, обслуживающая более 90% жилфонда города, была продана по заниженной цене. Следствие оценило ущерб, нанесенный бюджету Тулы, в 285 млн рублей. Однако 13 сентября этого года прокурор области вернул дело Уколова на доследование.

Бывший глава Барнаула Владимир Колганов был отстранен от должности губернатором Алтайского края Александром Карлиным 12 августа 2010 года за «систематическое неисполнение своих обязанностей». За него вступились депутаты, а сам Колганов попытался в суде оспорить решение губернатора. Между тем, еще с 2009 года Владимир Колганов находится под следствием: против него было возбуждено уголовное дело по статье 293 УК РФ («Халатность»), которое позже переквалифицировали на статью 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). По версии следствия, в 2005 году Колганов, действуя в интересах ряда предпринимателей, организовал преступную схему передачи муниципального имущества в доверительное управление частным компаниям. Расследование завершено в марте 2001 года, в деле 198 томов, а сумма ущерба оценивается в 187 млн рублей.

Вымогательство и мошенничество

Бывший мэр Томска Александр Макаров в ноябре прошлого года был приговорен к 12 годам лишения свободы, а его родственница Нина Егоренкова — к 7 годам и 6 месяцам. Макарову инкриминировали соучастие в вымогательстве и мошенничестве.

22 сентября 2011 года Алтайский краевой суд рассмотрел кассационную жалобу по приговору, вынесенному в июле экс-мэру города Бийска Анатолий Мосиевскому. Судебная коллегия сократила условный срок на один месяц: таким образом, экс-мэр Бийска осуждён условно на два года и 11 месяцев. Мосиевский обвинялся в превышении должностных полномочий (10 составов).

В частности, в 2007 году он принудил директора ООО «Альп-Строй» к передаче в дар администрации города Бийска под видом добровольных пожертвований результата выполненных работ по окраске фасада дома на сумму более 400 тысяч рублей, а взамен обещал предоставить в аренду земельный участок для строительства промышленной базы.

Аналогичных преступлений было несколько: то «выпросил» для города три металлических декоративных дерева общей стоимостью 100 тысяч рублей в обмен на разрешение предоставить участок в аренду под магазин; то вынудил супружескую пару внести в горбюджет 100 тысяч рублей за выдачу разрешения на строительство для реконструкции здания в городе Бийск; «уговорил» председателя ГСК «Маяк-2» передать в дар администрации два контейнера под ТБО стоимостью более 9 тысяч рублей за выдачу разрешения на реконструкцию принадлежащего на праве собственности гаражного бокса.

В марте этого года прокуратура Московской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении главы городского поселения Воскресенск Юрия Слепцова. По версии следствия, в июне 2010 года он получил взятку в размере 540 тысяч рублей за предоставление в аренду коммерсанту объектов недвижимости, неразрывно связанных с сетями водоотведения и водоснабжения.

На счету Слепцова также незаконное предоставление начальнику управления собственности и земельно-правовых отношений администрации Воскресенского района по договору социального найма 1-комнатной муниципальной квартиры (эпизод имел место в 2007 году), а в 2009 году он заключил незаконный договор социального найма со своим знакомым, передав ему во владение две комнаты в общежитии. Позже эти комнаты были приватизированы. В итоге материальный ущерб, нанесенный Слепцовым муниципальному образованию, был оценен в сумму более 2 млн рублей.

Расследование уголовного дела в отношении Виктора Мусагитова, советника Слепцова и экс-главы поселка имени Цурюпы, завершилось 11 августа этого года. По данным Главного следственного управления СК РФ по Московской области, Мусагитов выделил и предоставил в аренду на 10 лет своим близким и знакомым земельные участки в поселке общей стоимостью 17 млн рублей, в июле 2009 года он нашел покупателя на эти участки и потребовал от него 8 млн рублей за переоформление договора аренды. Первый транш этой суммы, 32 млн долларов, он лично получил в июле 2009 года.

Экс-мэр города Александрова Геннадий Симин (арестован в декабре прошлого года) отличился тем, что требовал от двух граждан 204 тысячи долларов за решение вопроса о выделении им 34 га земель сельскохозяйственного назначения для строительства дачного поселка. Кроме того, весной 2008 года за разрешение на строительство многоэтажного дома он требовал от предпринимателя 2-комнатную квартиру. Де-факто квартиру выкупил сам бизнесмен-застройщик, однако оформили жилплощадь на подставное лицо, знакомого Геннадия Симина, а впоследствии объект недвижимости был официально продан.

Госзакупки

Прокуратура Завитинского района Амурской области в начале этого года провела проверку и установила, что в 2010 году глава города Павел Аверьянов принял решение о размещении заказа на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия улиц у единственного поставщика. Всего за III квартал 2010 года администрацией города Завитинска заключено разовых договоров на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия на общую сумму 498 245 рублей. 3 марта 2011 года Аверьянова признали виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

В марте 2008 года СКП РФ по Калмыкии возбудил уголовное дело против мэра города Элисты Радия Бурулова, подозреваемого в превышении должностных полномочий. Сообщалось, что он незаконно участвовал в управлении ООО «Бараль» и, будучи аффилированным лицом (учредителями ООО были отец и жена Бурулова) в январе 2006 года заключил муниципальный контракт с этим обществом на поставку ГСМ для муниципальных нужд. В результате муниципальному бюджету города Элисты был причинен ущерб на сумму не менее 698 тысяч рублей.

В феврале 2009 года Бурулов был освобожден из-под стражи после того, как провел около семи месяцев под арестом в рамках дела о коррупции. А год спустя он стал фигурантом дела о мошенничестве в городском фонде жилищного строительства. Бурулов назвал дело сфабрикованным по политическим мотивам: якобы президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов старается избавиться от него как от политического противника. Однако 29 марта Элистинский городской суд приговорил Бурулова к четырем годам лишения свободы условно и запретил ему занимать государственные посты. Бурулов попытался обжаловать приговор, но в июле 2010 года Верховный суд Калмыкии оставил решение Элистинского горсуда без изменения.

В июле 2011 года по требованию прокуратуры города Гуково Ростовской области следственное подразделение обратилось в суд с ходатайством об отстранении от занимаемой должности мэра города Виктора Горенко. Уголовное дело против него было возбуждено по материалам прокурорской проверки, в ходе которой было установлено, что Горенко в прошлом году заключил с МУП «Дорожное-ремонтное управление», директором которого является его родной брат, 30 контрактов по благоустройству города без проведения торгов. Незаконное расходование бюджетных денег — более 2,5 млн рублей, отмечают в прокуратуре.

Служебный подлог

Мэр наукограда Кольцово Николай Красников обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями, а также служебном подлоге. Уголовное дело против него было возбуждено в ноябре 2009 года. Как следует из материалов следствия, между администрацией поселка Кольцово и фирмой «Проспект» был заключен контракт на строительство высоковольтной сети электроснабжения. На сооружение объекта было выделено более 25 млн рублей. Красников подписывал акты на невыполненные работы — так, он перечислил компании 8,2 млн рублей якобы за прокладку кабеля.

Еще один эпизод обвинения: Красников выдал разрешение на заведомо незаконное строительство жилого дома на земельном участке, который находится в федеральной собственности. А также согласовал выдачу из муниципального бюджета льготного кредита в размере 9 млн рублей коммерческой организации, не имеющей на это права.

Нецелевое использование бюджетных средств

В мае этого года экс-мэр Благовещенска Александр Мигуля, который обвиняется в нецелевой растрате бюджетных средств в особо крупном размере, по данным следствия, был объявлен в международный розыск. В 2006 году Мигуля вынес незаконное постановление о приобретении автодорожного моста через реку Чигири у ООО «Приоритет 21». На покупку моста из горбюджета было выделено 46,6 млн рублей. Это уголовное дело объединили с другим, возбужденным в апреле 2011 года — о незаконной продаже мэром земельного участка ООО «Офеня» в охраняемой заповедной зоне по заниженной цене. Ущерб для бюджета Благовещенска от этой сделки оценивается почти в 60 млн рублей. Адвокат Мигули, Вячеслов Макаров, сообщил BFM.ru, что его подзащитного хотели объявить в международный розыск, но для этого не нашлось оснований. Он также предоставил порталу постановление 6 арбитражного апелляционного суда (Хабаровск) от 8 сентября 2011 года, который отказал в удовлетворении иска о незаконности предоставления ООО «Офеня» земельного участка площадью 74 928 кв. метров.

Экс-мэра Архангельска Александра Донского в марте нынешнего года приговорили к 3 годам лишения свободы за использование средств бюджета на личную охрану.

В июне 2011 года суд снял судимость с экс-мэра Вологды Алексея Якуничева, который в августе 2009 года был признан виновным в нецелевом расходование средств, превышении должностных полномочий и даче взятки, а также злоупотреблении должностными полномочиями и приговорен к четырем годам лишения свободы условно. В мае текущего года он обратился в суд с просьбой снять судимость по истечении половины назначенного наказания и в связи с тем, что ущерб, нанесенный им казне, был возмещен. Суд удовлетворил ходатайство Якуничева, сейчас бывший глава Вологды работает преподавателем в одном из местных вузов.

ЖКХ

Экс-мэр Новокузнецка Сергей Мартин оказался замешан в громком скандале в связи со злоупотреблениями в ЖКХ. Следствие началось год назад. По данным СК, Мартин еще в 2006 году распорядился безвозмездно передать право требования задолженности граждан за оказанные услуги ЖКХ управляющим компаниям. Полученные от населения деньги были израсходованы на собственные нужды коммерческих организаций, в том числе на дивиденды учредителей. Учредителем одной из УК был сын мэра Максим Мартин. Экс-мэр нанес ущерб бюджету города как минимум на 60 млн рублей.

В этом году в списке взяточников — 10 мэров, среди превысивших полномочия — 24 мэра, еще с десяток фамилий — в списке тех, в отношении которых следствие продолжается.

Председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Леонид Давыдов подчеркивает, что количество уголовных дел против глав городов свидетельствует о существовании «взяткоемких» отраслей в городском хозяйстве.

«Коррупционные, взяткоемкие отрасли городского хозяйства — ЖКХ, недвижимость, земля. Там, где это еще осталось в городской собственности. Наверно, в какой-то степени здравоохранение и народное образование, но в маленьких городах это все меньше и меньше в руках городских властей. Поэтому в основном это ЖКХ, управляющие компании. Я думаю, что именно это и приводит к таким печальным последствиям [количество уголовных дел]», — говорит Давыдов BFM.ru.

Должность мэров бывает еще и несовместима с жизнью, если они мешают кому-то угощаться от государственного пирога или что-то не поделили с коммерсантами. Только в Московской области жертвами преступников стали шесть городских топ-менеджеров.

В понедельник, 26 сентября, стало известно об очередном громком убийстве госслужащего в Подмосковье: убита начальник финансового управления администрации Подольска Вера Свиридова.

Мэр Сергиева Посада Евгений Душко был расстрелян 22 августа этого года. Он стал 41-й жертвой нападения на руководителей российских городов за последнее десятилетие. Среди версий его убийства — конфликт с компанией, которая является монополистом на городском рынке обслуживания жилых домов.

Двоечники и троечники

В августе этого года фонд «Петербургская политика» Михаила Виноградова и холдинг Евгения Минченко составил второй рейтинг политического влияния глав 200 крупнейших городов России (предыдущий вышел в декабре прошлого года). Выяснилось, что политических тяжеловесов среди них нет.

Так, в списке «двоечников» числятся глава Тулы Алиса Толкачева (отправлена в отставку, исключена из фракции «Единая Россия»), мэр Владимира Александр Рыбаков (был исключен из «Единой России» и не смог принять участие в выборах депутатов думы, из числа которых избирался новый глава), глава Сыктывкара Сергей Ивкин (истек срок полномочий). А также уже знакомый нам мэр Бийска Анатолий Мосиевский (покинул пост после вынесения судебного приговора; позднее Верховный суд признал фальсификацию итогов выборов, на которых одержал победу Мосиевский) и мэр Петропавловска-Камчатского Владислав Скворцов (исключен из «Единой России», подал заявление об отставке, начался судебный процесс по обвинению в превышении служебных полномочий).

На «троечку» оценили политический вес мэра Перми Игоря Шубина (сейчас он член Совета Федерации), мэра Волгограда Романа Гребенникова (отрешен от должности решением губернатора, исключен из «Единой России»), мэра Ставрополя Николая Пальцева (пошел на повышение в областное правительство).

В список троечников попали также мэр Костромы Александр Кудрявцев (ушел по собственному желанию накануне истечения срока полномочий), мэр Братска Александр Серов, который написал заявление об отставке посла ареста. А еще один мэр из этого списка — глава администрации Сыктывкара Роман Зенищев — объявил об отставке по собственному желанию после сообщений о возможном инкриминировании ему растраты.

Получается, что мэры с запятнанной репутацией активно теряют в весе. В политическом, разумеется. Некоторые политологи, опрошенные BFM.ru, не исключают, что в ряде случае пятна на мэрских мундирах появляются по заранее разработанному сценарию. Политическому, разумеется.

Статистика такова: в 2007 – 2010 годах были отстранены от должностей более 20 градоначальников, только единицы из них избежали тюрьмы.

Георгий Сатаров напоминает, что антикоррупционная атака на мэров началась довольно давно. «Это конец 90-х - начало 2000-х годов. И это был еще период, когда и губернаторы, и мэры избирались напрямую населением, каждый имел самостоятельную легитимность, полностью отсутствовала культура разделения полномочий и культура формирования консенсуса для совместной работы — поэтому было довольно ожесточенное противостояние между губернаторами и муниципальным уровнем власти. Однако, поскольку инструменты легитимного насилия были подконтрольны региональным уровням, губернаторам, то они их использовали, организовывая такие антикоррупционные атаки на чиновников муниципального уровня, включая мэров, понятно, что сами были коррумпированы не меньше, чем они».

Антикоррупционная или политическая кампания?

По мнению Сатарова, в период первого крестового похода против мэров был «поколенческий конфликт», а в начале 2000-х годов это уже «был конфликт между конкретной политической силой в лице «Единой России» и теми, кто был против ее монополии».

Так, например, были осуждены и лишились своих должностей мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин, представлявший «Справедливую Россию», мэр Архангельска Александр Донской, мэр Орла Александр Касьянов (КПРФ), мэр Смоленска Эдуард Качановский (он вступил в должность главы города 1 марта 2009 года, а за месяц до выборов он был исключён из партии «Единая Россия»), мэр Волгограда Роман Гребенников (КПРФ на момент избрания позже — единоросс). Беспартийный мэр Мурманска Сергей Субботин был обвинен в неисполнении обязанностей и отстранен депутатами. Умерший в июле 2011 года после избиения мэр Первоуральска Юрий Фролов (член «Справедливой России») был арестован через 6 месяцев после избрания. Александр Серов, экс-мэр Братска на выборах победил единоросса, через 8 месяцев после этого его арестовали (в СИЗО он написал заявление в КПРФ, а ранее, как заявлял руководитель регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Битаров, Александр Серов изъявлял желание вступить в ряды «ЕР»).

«Нынешняя волна [наступления на мэров] связана с потребностью верховной власти в том, чтобы показать какие-то результаты антикоррупционной политики, и здесь уже это ослабленное муниципальное звено, теряющее свою независимую легитимность, стало естественной мишенью уже в силу инерции», — считает Сатаров.

Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета считает, что «посадка» мэров — это не что иное, как звено в борьбе с коррупцией. «В настоящий момент очень активно начинают отрабатывать этот муниципальный уровень. В принципе это уже не уровень врачей и учителей, это уровень уже управленцев, но уже стали до губернаторов добираться, поэтому ситуация ясна. Я думаю, что это не некая имитация».

Однако многие эксперты не склонны преувеличивать размах борьбы с коррупцией. Многие считают, что скандалы с участием мэров на руку тем, кто настаивает на отмене прямых выборов мэров. Логика проста: раз в результате выборов к власти приходят недостойные, значит, надо от выборов отказаться.

Леонид Давыдов в беседе с BFM.ru заявил: «Если это должность выборная, тщательнее надо выбирать всем населением города. Если это назначаемый сити-менеджер, тщательнее относиться к назначению. Общество должно контролировать. Как-то выхватывают: все плохие, плохие, плохие... Это отражение средней температуры по больнице, а она вся такая».

Сейчас назначать мэров решениями глав регионов, как предлагают губернаторы, запрещают Конституция РФ и международное право. Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую хартию о местном самоуправлении, обязавшись сохранить прямые выборы глав городов.

Попытка «развести» политические и управленческие функции в городах России была предпринята в 2003 году, когда в результате очередной реформы местного самоуправления была введена должность сити-менеджеров.

В настоящее время глава муниципального образования может избираться на прямых всеобщих выборах, либо им становился председатель местного законодательного органа. Так, например, произошло в Элисте. Не успел суд Элисты признать Радия Бурулова виновным (это произошло в марте 2010 года), как на следующий день в городе появился новый мэр: в соответствии с утвержденными в декабре 2009 года поправками в устав города им стал спикер муниципального представительного органа Вячеслав Намруев. Таким образом, градоначальник не был избран всеобщим голосованием, а назначен из числа депутатов горсобрания.

Что касается сити-менеджера, то в его обязанности входит руководство городским хозяйством. Должность эта не является выборной: чиновник работает на ней по контракту с гордумой. Как показывает практика, чаще всего на должность сити-менеджера попадает ставленник губернатора.

Впрочем, на совещании в июле этого года глава Минрегионразвития Виктор Басаргин заявил, что пока не считает возможным дальнейшее распространение системы сити-менеджеров. «Сегодня прозвучала оценка, что практически не введен механизм ответственности сити-менеджеров за результаты своей работы. То есть мы разделили вроде бы власть, а ответственность сняли и с одного (сити-менеджера), и с другого (главы города)», — объяснил чиновник.

Георгий Сатаров склонен считать, что шквал уголовных дел против градоначальников в последнее время не связан «ни с выборностью, ни с назначением, поскольку существует немало примеров, когда на место избираемых губернаторов или сити-менеджеров, или глав муниципальной власти приходили практически назначаемые, но они были не менее коррумпированы, чем их предшественники, это все тривиально».

Но и к борьбе с коррупцией эта охота на мэров имеет отдаленное отношение. «Сейчас эта антимэрская кампания — просто такой путь наименьшего сопротивления, чтобы показать какой-то результат в борьбе с коррупцией», — резюмирует эксперт.

Между тем, сегодня президент Медведев направил в Госдуму поправки к проекту федерального закона о противодействии коррупции. Поправки, в частности, направлены на закрепление в законах, регулирующих вопросы госслужбы, «утрату доверия» в качестве основания увольнения с государственной службы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию