16+
Воскресенье, 19 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
1 июня 2009, 15:04

Как банкротят General Motors

Лента новостей

Сегодня концерн General Motors, лидировавший в мировом автопроме на протяжении 77 лет, подал судебный иск о добровольном банкротстве, после чего попадет под временный контроль государства и сможет реструктуризировать долги

Монстр автомобилестроения может свалиться. Фото: AFP
Монстр автомобилестроения может свалиться. Фото: AFP

Сегодня, 1 июня, концерн General Motors, лидировавший в мировом автопроме на протяжении 77 лет, подал в Манхэттенский окружной суд по банкротствам иск о реструктуризации по 11 статье федерального закона США о банкротстве (дающей компании временный иммунитет на срок до 120 дней от исков кредиторов). После принятия иска судом концерн попадает под временный контроль государства, что должно позволить ему реструктуризировать долги (ожидается, что на это уйдёт от 60 до 90 дней). Большая часть марок GM перейдут под контроль других владельцев, но выживут не все из них. Речь, в которой Барак Обама объявит о банкротстве GM, начнется в понедельник в 19-55 по московскому времени.

Ожидается, что американский концерн не будет ликвидирован, просто все его активы перейдут в новую компанию, на которой уже не будут висеть многомиллиардные долги нынешнего GM. По сути, произойдет реструктуризация концерна через его банкротство по 11-й статье.

По данным, представленным адвокатами концерна окружному суду, активы GM оцениваются в $82,29 млрд, а долговые обязательства составляют $172,81 млрд. В ходе реструктуризации правительство США конвертирует около 50 млрд долларов займов, предоставленных концерну, в 60%-ный пакет акций реструктурированного и свободного от долговых обязательств нового предприятия.

Аналитики говорят, что несмотря на большие риски, связанные с реализуемым подходом, администрации Обамы по меньшей мере удалось отвести GM от края пропасти. «Думаю, сегодня у них гораздо больше шансов выйти из кризиса жизнеспособной компанией, чем еще шесть месяцев назад, — говорит Аарон Брагман (Aaron Bragman), аналитик IHS Global Insight. — Никто не говорил ни о какой вероятности, что они останутся единой компанией».

Для GM запуск процедуры банкротства представляет собой единственную возможность выжить, — в интервью Business FM объяснила ситуацию аналитик компании «Атон» Инга Фокша: «Даже после того, как GM подаст заявку в суд на рассмотрение дела о банкротстве, компания, конечно же, будет получать дальнейшее финансирование от государства. Так, как это происходит с Chrysler. И так же GM будет сокращать своих контрагентов и дилеров. Но в принципе, мало что изменится. Просто будет легче провести реструктуризацию, но с определенной защитой от претензий кредиторов. Я полагаю, что у нового GM больше шансов остаться конкурентным без этого банкротства».

Ранее кредиторы General Motors согласились с новым предложением американского правительства. Прежде они требовали более половины акций, но теперь держатели почти тридцатимиллиардного долга получат 10% акций в обновленном автоконцерне. Кроме того, у них будет право на выкуп еще 15% бумаг созданной после банкротства компании. Согласно объявленному ранее плану, на период прохождения через процедуру банкротства правительство США предоставит GM кредит на 30 млрд долларов плюс к уже выделенным 19,4 млрд. Компании не придется возвращать эти деньги, которые будут конвертированы в ее обыкновенные акции. Доля государства в компании составит поначалу 72,5%.

Фонд медицинского страхования Объединенного профсоюза работников автопромышленности (UAW) получит 17,5% акций компании. Договоренность с профсоюзом позволит GM сэкономить 10 млрд долларов в виде обязательств по медицинским страховкам бывшим сотрудникам и миллиарды долларов в виде затрат на оплату труда. В обмен GM согласилась начать производство малолитражных автомобилей на закрытом ранее заводе, где, как предполагается, будет работать 1200 человек. Марка машины и завод названы не были. GM во время банкротства продолжит собирать автомобили на восьми заводах в Северной Америке, и это отличает ситуацию в компании от происходящего с Chrysler, который на период банкротства приостановил производство.

Напомним, уже известно, что нью-йоркский суд по банкротствам утвердил продажу основных активов Chrysler LLC — третьего по величине американского автопроизводителя — итальянской группе Fiat SpA.

Ранее Fiat претендовал и на покупку европейского актива GM — компании Opel, которая в итоге досталась консорциуму во главе с производителем автокомпонентов канадской компании Magna. Причем у российских участников консорциума может оказаться 30,1% Opel, у Magna — 19,9%.

Планируется, что после реструктуризации капитализация GM составит около 17 млрд долларов, из которых почти половина будет приходиться на правительственные кредиты.

Реструктуризированному GM придется расстаться с частью своих автобрендов, — считает старший аналитик компании «Си Ай Джи» Владимир Рожанковский: «В принципе, уже были озвучены бренды, которые надо сохранить. Безусловно, Cadillac — это гордость американского автопрома, Chevrolet — это демократическая марка. Вместе с тем, на мой взгляд, совершенно правильным будет расставание с такими марками как Saturn, поскольку это экономичная модель, и она создана сугубо для американского рынка. Pontiac — это тоже марка прошлого и, к сожалению, еще Hummer. Думаю, российские любители этих машин будут очень серьезно переживать эту новость, поскольку Hummer, по всей видимости, очень сильно упадет в цене после всех событий».

В воскресенье The Wall Street Journal сообщила со ссылкой на информированные источники, что компания завершает сделку с Hummer, который был выставлен на продажу год назад. По их словам, покупатель выбран, сделку предполагается закрыть до конца сентября. Инвестор и сумма сделки не раскрываются. По информации других источников, ранее за Hummer предлагали до 200 млн долларов, а покупатель обещает активно инвестировать в разработку продукции под этим брендом.

«Теперь начинается самое сложное — нужно превратить GM и Chrysler в конкурентоспособные компании. Если они не смогут это сделать, снова будут принимать те же меры через несколько лет», — заявил Кристофер Рихтер (Christopher Richter), аналитик по автомобильному рынку CLSA Asia-Pacific Markets в Токио. «Прямое следствие происходящего в том, что размеры таких компаний, как GM и Chrysler уменьшатся, поэтому их рыночная доля становится добычей конкурентов. А это означает, что другие автопроизводители, такие как Toyota, Honda, Nissan и Hyundai будут расширять позиции».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию