16+
Воскресенье, 19 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7643
  • RTS1211.87
3 июня 2009, 09:11 Технологии

Широкополосный доступ вырос в России всего на 1,5%

Лента новостей

Согласно данным за апрель, число россиян, пользующихся широкополосным доступом в Интернет, выросло на 1,5%. Однако рост региональной аудитории замедляют завышенные тарифы на эту услугу и слабая конкуренция

Доступ в Интернет в регионах значительно дороже. Фото: ИТАР-ТАСС
Доступ в Интернет в регионах значительно дороже. Фото: ИТАР-ТАСС

Согласно отчету исследовательской компании AC&M Consulting, количество россиян, использующих в своих домах широкополосный доступ (ШПД) в интернет, выросло за апрель до 9,28 млн человек, что на 1,5% больше, чем в марте. Количество пользующихся широкополосным доступом москвичей выросло на 40 тыс. человек, до 2,765 млн. Таким образом, регионы по-прежнему отстают от столицы по показателю охвата этой услугой.

Вызвано это неблагоприятной конкурентной ситуацией и завышенными тарифами на услуги ШПД в российских регионах. К такому выводу по итогам анализа тарифов на неограниченный доступ в крупнейших 35 городах России пришли эксперты компании ComNews Research (CNR). Для анализа стоимости ШПД-услуг аналитики CNR выбрали безлимитное предложение доступа со скоростью 1 Гб/с, которое уже несколько лет является стандартным в Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно итогам исследования, только в Санкт-Петербурге стоимость этого предложения ниже, чем в российской столице (см. таблицу). При этом в наиболее «дорогом» городе — Астрахани стоимость предложения практически в шесть раз превышает его среднюю стоимость по Москве. «Предложение, являющееся стандартным для абонентов Москвы и Санкт-Петербурга, недоступно по стоимости абсолютному большинству жителей России», — отмечают аналитики CNR.

Стоимость безлимитного пакета на скорости 1 Гб/с в среднем по России составляет около 11% от текущих среднедушевых расходов населения. При этом в 18 из 35 крупнейших городов это соотношение превышает, порой значительно, этот показатель. В той же Астрахани стоимость безлимитного пакета более чем в три раза превышает среднюю стоимость по России. В результате, если в Москве проникновение интернет-услуг составляет 68%, то на российском рынке в целом (без учета московского) — 15%.

Участники рынка видят сразу несколько причин столь внушительного разрыва между стоимостью ШПД-услуг в столицах и регионах. По словам Екатерины Невской, пресс-секретаря компании «Комстар», цены в регионах обусловлены в том числе стоимостью передачи трафика по магистральным каналам. «Москва продолжает оставаться центром концентрации трафика, и крупные интернет-провайдеры, которые оказывают услуги доступа в сеть, доставляют контент, также имеют в столице и свою магистральную городскую сеть. Поэтому в Москве тарифы низкие, — поясняет она. — А в регионы трафик надо еще доставлять, и, несмотря на понижение стоимости передачи трафика, цены на эту услугу продолжают оставаться высокими».

По итогам 2008 года объем российского рынка ШПД достиг 2,8 млрд долларов (при среднегодовом курсе 24,87 рублей за доллар). По данным ACM-Consulting, в тройку крупнейших компаний, предоставляющих услуги ШПД на российском рынке, входят «Комстар-ОТС» (оказывает услуги ШПД под брендами «Стрим», «Стрим-ТВ», МГТС, доля рынка 12%), «Вымпелком» (торговая марка «Билайн», 9%) и «Волгателеком» (входит в госхолдинг «Связьинвест», доля рынка 8%).

«Несмотря на то, что за последние два года магистральные тарифы на основных направлениях снизились в среднем в десять раз, ценовые диспропорции между двумя столичными городами с одной стороны и региональными центрами с другой, сохраняются», — констатируют и эксперты CNR. Так, стоимость аренды канала STM-1 Москва—Самара с 5,5 млн рублей в месяц на начало 2008 года упала до 1,6 млн рублей, приводит пример пресс-секретарь группы компаний «Синтерра» Екатерина Андреева.

Тем не менее, отмечает Екатерина Невская, кризис не позволяет снижать тарифы действующим операторам: «В регионах сейчас высокий спрос на услугу доступа в интернет, а уровень цен всегда держится на планке спроса. На снижение стоимости услуги для конечного пользователя могло бы повлиять возрастание конкуренции».

С этой точкой зрения соглашается и совладелец компании «Акадо» (оказывает услуги ШПД под одноименным брендом) Юрий Припачкин: «Как только в регионах начнут присутствовать крупные телекоммуникационные холдинги, которые имеют в собственности магистрали, ситуация с доступностью услуг ШПД будет меняться».

Аналитики CNR отмечают, что в большинстве анализируемых городов неблагополучие конкурентной ситуации обусловлено доминирующим положением единственного игрока, чаще всего – той или иной межрегиональной компании, входящей в холдинг «Связьинвест».

На данный момент почти половину регионального рынка ШПД обслуживают семь межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста», отмечает аналитик IKS-Consulting Константин Анкилов. Этот же холдинг контролирует магистрального оператора «Ростелеком». «Связьинвест» — это крупнейший игрок, который является лидером в большинстве регионов. И несмотря на то что во многих из них уже работает несколько игроков, конкуренция только формируется. Задерживает развитие регионального рынка и то, что многие операторы «заморозили» на неопределенный срок свои проекты», — говорит он.

«Рынок легких заемных средств пока остается недоступным для большинства частных телекоммуникационных компаний, но мы слышим заявления больших государственных и частных холдингов об интересе к рынку ШПД, причем как операторов дальней связи и магистральных операторов, так и «большой тройки» сотовых операторов», — отмечет Юрий Припачкин.

По прогнозу Юрия Припачкина, в среднесрочной перспективе этот сегмент рынка возобновит активное развитие, но прирост абонентской базы и развитие сетей все же не будет таким активным, как ранее. По прогнозам IKS-Consulting, число домашних пользователей фиксированного ШПД вырастет по итогам 2009 года на 34% и составит порядка 12 млн, при том что по итогам 2008 года динамика роста абонентской базы российских операторов была на уровне 68%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию