16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
2 июня 2009, 21:27

Американцы экономят в 20 раз больше

Лента новостей

После бурного роста потребления и жизни в кредит культура «покупай сейчас и покупай больше» сдает позиции в США. В моде теперь рациональность. Меняется и прежняя структура трат, где 12% уходило на еду, 18% — на транспорт и 34% — на жилье

Американцы стремятся экономить. Фото: Bruce Turner/flickr.com
Американцы стремятся экономить. Фото: Bruce Turner/flickr.com

По данным TIME, в марте среднестатистический житель США сберегал 4,2% располагаемого дохода, по сравнению с 0,2% годом ранее.

Сокращение потребления дается нелегко, тем более что большинство людей интуитивно начинают экономить на повседневных расходах, особенно маленьких удовольствиях. «Но если вы чувствуете, что ограничиваете себя, то долго можно не продержаться, — комментирует эксперт по личным финансам Макки Макнил (Mackey McNeill). — Это как нарушение диеты. Вы чувствуете себя таким обделенным, отправляетесь в магазин и тут же понимаете, что у вас 1000 долларов на кредитной карте».

Как сформировать психологию сбережения? Очень важно понимать, куда уходят деньги. В типичном американском домохозяйстве 12% расходов — это покупка продуктов. Это много, но это меньше 18%, которые уходят на транспортные издержки, и 34% на плату за жилье. Записывать свои траты или учитывать их в специальных программах, например, Quicken или Mint.com, может быть, мало удовольствия, но так можно изменить свой образ жизни. «Многие задумываются, когда становится понятно, что они тратят на автомобиль в пять раз больше, чем на отдых», — говорит Роберт Маннинг (Robert Manning), профессор Rochester Institute of Technology, специалист по потребительским финансам.

Большие сопутствующие расходы бывает трудно сократить. Вы собираетесь завтра купить дом поменьше? Фокус в том, чтобы увидеть, что определенные статьи расходов «фиксированные». Средняя американская семья платит 1303 доллара в год за электричество. Просто выключая приборы, которые в данный момент не используются, можно экономить 5-10% суммы счета. Когда в последний раз вы искали более дешевую автостраховку? Этих расходов не замечаешь в течение года, но они составляют существенную часть в общей сумме.

Психологически будет легче, если с каждого сэкономленного доллара 50 центов относить в банк и 50 центов — откладывать на какую-то приятную покупку. Тогда экономия воспринимается не как самоограничение и отказ от желаемого, а как приятное ожидание новых приобретений. В магазине рекомендуется расплачиваться наличными. Отдавая на кассе купюры, вы намного лучше чувствуете свои расходы, чем рассчитываясь пластиковой картой.

Еще одна стратегия — задумав новое приобретение, подождать какое-то время, и только потом расставаться с деньгами. Рекомендуется составлять список покупок заранее и четко следовать ему. Когда есть желание купить что-то дорогостоящее, не нужно спешить. Пусть пройдет день или два. Если не передумаете, тогда можно идти в магазин, рекомендуют эксперты.

Почти половина американцев говорит, что в этом году их финансовое состояние ухудшилось. Тем не менее 56% уверены, что лучшие дни Америки впереди. Даже когда ситуация улучшится, многие рассчитывают тратить меньше, чем раньше. Так говорят 61%. Среди тех, кто зарабатывает меньше 50 тысяч долларов в год (а это примерно половина американских домохозяйств), 34% отказывались от похода к врачу по финансовым соображениям, 31% в какой-то период оставались без работы, 13% испытывали голод. В то же время 40% тех, кто зарабатывает более 100 тысяч долларов в год, говорят, что больше покупают собственные марки розничных сетей, 36% чаще используют купоны, 39% из соображений экономии откладывали или отменяли отпуск. 40% говорят, что испытывают беспокойство, 32% страдают нарушениями сна. После волны больших новостей о войне, штормах, мошенничествах, пиратах, тем не менее, сейчас 43% смотрят новости еще чаще: лучше проглотить пилюлю, даже если она горькая, потому что пропускать информацию, даже неприятную, может быть рискованно.

Страховые агенты отмечают, что клиенты все чаще готовы оставлять какие-то риски на собственное удержание, чтобы минимизировать страховые премии при покупке полиса. Например, некоторые отказываются от покрытия на случай аварии для старых автомобилей. 27% приходилось «влезать» в свои пенсионные или образовательные накопления для оплаты расходов.

Сегодня многие пытаются следовать примеру бабушек и дедушек, которые затвердили, как мантру: «use it up, wear it out, make it do, do without» (использовать все до конца, одежду носить до дыр, обходиться тем, что есть, или обходиться без того, что недоступно).

Можно вместо декоративного газона устроить огород, покупать только самое необходимое, а то, что не съедается, запасать. Так, продажи товаров для консервирования и емкостей для заморозки продуктов за первые три месяца года выросли на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Потребители пытаются продлить срок хранения продуктов, чтобы меньше выбрасывать и реже ходить за покупками.

Препаратов от кашля и простуды стали покупать на 9% меньше. По-видимому, многие решили, что лучше самостоятельно приготовить куриный бульон.

Рациональность снова в моде: теперь люди стараются не тратиться на то, что можно получить бесплатно: продажи бутилированный воды упали на 10%. Лос-анджелесские библиотеки фиксируют рекордный рост числа посетителей. Выручка от реализации пленки и фотоаппаратов в этом году обрушилась на 33%. Это не столь необходимые товары. Кроме того, по-видимому, мало кто хочет вспоминать эту зиму, перелистывая фотоальбомы.

В двадцатке самых успешных категорий товаров по динамике продаж в первые месяцы 2009 года оказались мука и полуфабрикаты для выпечки: американцы готовят сладости дома вместо того, чтобы идти за ними в кафе и магазины. Объемы реализации свежего мяса в рознице за первые месяцы года выросли на 7,3%, овощей и круп — на 5,5%.

В то же время медики бьют тревогу. Почти треть американцев экономит на здоровье, показало исследование Американской кардиологической ассоциации (American Heart Association). Речь идет как о посещении врачей, так и о покупке свежих овощей и фруктов. Больше половины респондентов заявили, что из-за неблагоприятной экономической ситуации у них нет возможностей заботиться о здоровье так, как раньше. Треть сокращают профилактические осмотры и лечение. 25% из тех, кто до последнего времени ходил в спортзал, за прошедшие шесть месяцев отказались от этого.

«Многие отменяют походы к врачу, не посещают стоматолога, не ходят в спортзалы и так далее. Я бы не подумал, что здоровье и профилактика заболеваний будут относить к необязательным статьям семейного бюджета», — комментирует президент ассоциации Тим Гарднер (Tim Gardner).

Профессор Нью-Йоркского университета Мэрион Несл (Marion Nestle) предостерегла, что неблагоприятная экономическая ситуация может трансформироваться в проблемы со здоровьем, если нет средств на нормальное питание, если постоянно испытываешь стресс и не получается вести нормальный образ жизни.

И все же есть много доступных способов поддержать себя. Несл рекомендует есть фрукты, овощи, цельнозерновые продукты и обязательно больше двигаться. Неважно — просто гулять, работать в саду, наводить порядок в доме или танцевать. Все это совершенно бесплатно и очень полезно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию