Игорь Шувалов: «Россия в СНГ будет главным интегратором»
Лента новостей
О том, что могут вместе сделать страны СНГ и какой может быть в таком союзе роль России, Business FM рассказал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов
Международный экономический форум — место обсуждения самых острых проблем, стоящих перед странами. Особенно, в период кризиса, когда многие решают вопрос о том, как из него выходить — всем вместе или каждый как сможет.
О том, что могут вместе сделать страны СНГ и какой может быть в таком союзе роль России, Business FM рассказал первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.
— Вы провели переговоры, которые носили закрытый характер. Главная интрига — не помешает ли вступлению России в ВТО создание российско-белорусско-казахстанского таможенного союза?
— Мы на протяжении многих лет ведем переговоры по вступлению в ВТО. К настоящему моменту у нас осталось несколько неразрешенных вопросов с США, с государствами Кернской группы, которая занимается вопросами сельскохозяйственного развития. Есть некоторые вопросы и с Евросоюзом. Министр Набиуллина сегодня провела переговоры с комиссаром ЕС, и мы договорились о том, как в ближайшие недели и месяцы будем работать для того, чтобы снять разногласия.
Только что мы проведи переговоры с торговым представителем США Кирком, который прибыл в Петербург с целью обсудить ход переговоров по вступлению России в ВТО, и как мы будем разрешать разногласия. Мы исходим из того, что эти разногласия разрешимы: с обеих сторон есть воля для того, чтобы найти соответствующие компромиссы. Мы сегодня обменялись мнениями, как эта работа будет строиться в ближайшие месяцы.
Год назад было принято решение о том, что на год раньше — не с 1 января 2011 года, а 1 января 2010 года — Россия, Казахстан и Белоруссия создают таможенный союз, который начинает действовать на территории всех трех государств. С лета 2008 года проведена огромная работа: разработаны международные договоры и они ратифицированы, создана комиссия таможенного союза, унифицирован единый таможенный тариф. Осталось несколько позиций, они будут согласованы до 9 июня, когда в Москве пройдет встреча председателей правительств трех государств. Мы с большой скоростью продвигаемся, чтобы с 1 января действовал таможенный союз.
Иногда пытаются противопоставить таможенный союз вступлению в ВТО. Но в ВТО мы вступаем около 15 лет, а союз формируем в течение одного года. И результаты очевидны. Казахстан также на протяжении многих лет вступает в ВТО. Мы исходим из того, что в настоящий момент мы активно ведем переговоры и по вступлению в ВТО, и по формированию таможенного союза. Если у нас появится реальная перспектива завершения переговоров по ВТО, то мы скоординируем свои действия и решим совместно, что делать. Либо Россия первой из тройки стран вступает в ВТО, и дальше мы свои планы корректируем, либо мы окончательно формируем таможенный союз. Здесь у нас скоординированные действия.
Мы договорились и подписали меморандум с правительством Казахстана о том, что приоритетом сейчас является наша работа по формированию таможенного союза. При этом мы отмечаем стремление обеих сторон к вступлению в ВТО. Мы должны заниматься вопросами, которые заканчиваются реализацией практических мероприятий, нам нужен результат. Либо интеграция в рамках ВТО, либо с 1 января 2010 года таможенный союз. При этом мы ведем открытый диалог. Нашу позицию понимают коллеги из американской администрации, из ЕС. Мы готовы действовать по всем заявленным трекам, они друг друга не отменяют. Интеграция в рамках таможенного союза обязательно будет, и мы ее будем распространять дальше.
— Внутрь СНГ?
— Наш главный приоритет — СНГ, экономическая интеграция в рамках СНГ, ЕврАзЭса, таможенного союза. Но мы не хотим противопоставлять этому ВТО.
— Американцы не навязывают какую-то точку зрения?
— Нет. Конечно же, интеграция в рамках таможенного союза — это начало формирования нового экономического пространства, которое будет иметь очень высокий экономический потенциал. Это произойдет в любом случае. Просто с той или иной степенью успеха. Это новый формат для ЕС и США, когда появляется мощный экономический агент.
— Можно ли предположить, что ВТО пожертвует Россией?
— Так вопрос ставить бессмысленно, потому что это не альтернатива. Мы исходим из того, что интеграционные процессы в рамках СНГ и ЕврАзЭса — это приоритет в нашей экономической и внешнеполитической линии. Мы будем действовать последовательно. И при этом разделять интересы на пространстве СНГ и вступление в ВТО — неправильный подход. Мы хотим видеть себя в рамках глобальной торговли, которая регулируется цивилизованными правилами.
— На форуме вы будете вести дискуссию по поводу СНГ. Насколько эта тема актуальна?
— Когда кризис начал активно разворачиваться, больше всего пострадали страны СНГ. В основном это результат тех внешнеэкономических стратегий, которые в некоторых из них проповедовались. Многие настраивали себя на интеграционные процессы с другими образованиями, но как только становится жестче ситуация, они начинают обращаться к вопросам интеграции внутри СНГ.
В течение 2008-2009 годов Россия обладает ресурсом, который может поддержать государства СНГ. Страны СНГ, входящие в ЕврАзЭс, создали антикризисный фонд, где самым важным донором является Россия. Мы туда направляем большие средства. Россия будет являться поддерживающим инструментом внутри СНГ в то тяжелое время, когда нам необходимо пережить кризис. Россия в рамках СНГ как раз та страна, которая будет главным интегратором. Сейчас механизм СНГ, ЕврАзЭса и таможенного союза как никогда востребован, тем более, мы председательствуем в СНГ в будущем году, который объявлен Годом науки и инноваций.
Мы исходим из того, что главная задача при выходе из кризиса, когда ситуация будет меняться и мы будем находиться на экономическом подъеме, — не забыть об этих интеграционных устремлениях. Как правило, в западных странах наращивают обороты, когда странам хорошо. А в России и в странах СНГ они появляются, когда плохо, и, наоборот, исчезают с экономическим ростом. Нам нужно эту непоследовательность во взаимоотношениях ликвидировать. Мы строим другие отношения и хотим сделать так, чтобы все знали, что российские деньги в этих странах — благо для населения.