16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
6 апреля 2013, 10:26

РЖД просит денег на дорожку

Лента новостей

РЖД попросит денег, у государства и частного бизнеса. Глава РЖД Владимир Якунин отрапортовал о снижении доходов, о сокращении сотрудников, и о новой стратегии развития железных дорог. Вкладывать деньги частным компаниям РЖД предлагает впервые

Фото: Vokabre/flickr.com
Фото: Vokabre/flickr.com

Монополист РЖД готов принять частных инвесторов. Правда, на что именно бизнесменам предложат дать деньги, пока непонятно — в генеральной схеме нет конкретных данных. В общей сложности нужны инвестиции в объеме от 2 до 5 трлн рублей.

Почему РЖД несет убытки, просит денег? И куда пойдут частные капиталы в совместных проектах с РЖД, и кому в первую очередь это выгодно?

РЖД запланировали три пути развития до 2020 года. Фактически от самого экономичного — за счет своих средств или с привлечением госденег — до самого полного — развития с помощью бюджета и частных капиталов. Самые крупные проекты: расширение БАМа и Транссиба, развитие Московского железнодорожного узла.

Разговор Якунина с Путиным в пятницу удался, и до 200 млрд рублей на развитие БАМа железные дороги получат. Из резервных фондов. От 156 до 400 млрд рублей РЖД планирует привлечь у частных компаний. Скорее всего, речь идет о проектах в нефтяной отрасли, уверен директор аналитического департамента «Ингосстрах инвестиции» Евгений Шаго: «На самом деле если посмотреть, то у нас не так много месторождений, которые осваивались с привлечением частного капитала,. Если речь идет о горнорудных проектах, то здесь можно выделить только проект «Мечела», где он строит железную дорогу за свой счет, видимо, ближайший кандидат на такую роль это проект освоения Удоканского месторождения».

Владелец Удоканского месторождения меди, «Михайловский ГОК», входит в холдинг «Металлоинвест» Алишера Усманова. Там всего 30 км от уже существующей железной дороги. Построить километр стоит 14 млн рублей, то есть выходит меньше полумиллиарда рублей. Но с миру по нитке. С тем же «Мечелом» РЖД ведет переговоры на 40 млрд рублей на расширение подъездных путей к порту Ванино. Правда, у компании гигантский чистый долг почти 10 млрд долларов. Однако инфраструктуру строить никто не хочет, только в безвыходном положении, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Впрочем, по его словам, и РЖД сейчас не в том положении, чтобы перебирать.

«Раньше у РЖД был грузовой бизнес, и им было хорошо, у них в общем-то была позиция такая: вот когда мы сочтем нужным, тогда и будем строить. Им хватало доходов, реформа случилась, грузовой бизнес ушел, остался пассажирский, либо глухо убыточный, либо с нулевой рентабельностью, и теперь надо заниматься инфраструктурой. Инфраструктура сразу ухудшает финансовые показатели проекта и, естественно, редкий инвестор не то чтобы под дулом пистолета, но когда понимает что деваться некуда, соглашается финансировать инфраструктуру», — говорит Адамидов.

О снижении доходов на 49 млрд рублей в этом году говорит и глава РЖД Владимир Якунин. В частности, эффект от падения погрузки он оценил в 5,5 млрд. И сообщил президенту, что сейчас не до капремонта, и он вынужден будет сокращать сотрудников, назвав все общим словом «оптимизация расходов».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию