Антикризисные ВАЗы пропали на Дальнем Востоке
Лента новостей
Первые 160 автомобилей российской сборки, доставленных на Дальний Восток железной дорогой бесплатно, фактически потерялись. Похоже, железная дорога больше не намерена повторять этот бессмысленный подвиг
В апреле, когда правительство приняло специальное решение о мерах по обеспечению российского Дальнего Востока изделиями отечественного автопрома, «Российские железные дороги» (РЖД) отчитались о «бесплатной» доставке в Благовещенск, Хабаровск и Владивосток и другие города, 160 машин — 120 автомобилей производства «АвтоВАЗа» и 40 автомобилей Toyota Camry, собранных на заводе в Шушарах.
Как выяснил BFM.ru, 120 российских автомобилей практически растворились в дальневосточном тумане. Официальный представитель ООО «АвтоВАЗ» Александр Шмыгов в ответ на просьбу сообщить, куплены ли они населением, ответил после нескольких дней раздумий буквально следующее: «Автомобили на Дальний Восток поставляются и реализуются в 9 городах: Хабаровск, Благовещенск, Южно-Сахалинск, Елизово, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев, Якутск, Нерюнгри, Владивосток и др. В этом регионе работают фирменные дилерские центры АВТОВАЗа, соответствующие корпоративным требованиям предприятия (обучение специалистов, фирменный стиль ОАО «АВТОВАЗ» и др.). Дилерская сеть на Дальнем Востоке существует много лет и расширяется согласно потребностям рынка. Работа в этом направлении ведется непрерывно. В частности, на официальном сайте ОАО «АВТОВАЗ» в разделе «Продажа и сервис» в рубрике «Конкурс» организован тендер на заключение дилерских отношений с АВТОВАЗом, где все желающие могут подать заявку на дилерство».
Такая неопределенность, скорее всего, вызвана тем, что российские машины на Дальнем Востоке почти не покупаются. «Почти» означает, что это происходит в настолько малых объемах, что во всем федеральном округе (а это 10 субъектов федерации) за полтора месяца оказалось невозможно продать 120 машин.
Эта гипотеза подтверждается и динамикой продаж ОАО «Даль-Лада», которое представляет во Владивостоке интересы тольяттинского автозавода. Отчеты позднее 2007 года компания не публиковала, но и цифры предыдущих лет весьма показательны. В 2004 году было продано 344 автомобиля, затем — чуть больше 200, потом — около 100, а в 2007 году было реализовано 75 машин. Убытки в эти годы колебались в районе миллиона рублей, а чистая прибыль — на уровне 6 тысяч рублей. Основным риском, согласно отчету компании, был «неустойчивый спрос».
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов полагает, что российские машины на Дальнем Востоке не будут покупать в значительных объемах даже в кризис: «Жители Дальневосточного региона, избалованные качественными автомобилями по цене в три раза ниже, чем «Жигули», вряд ли готовы покупать российские машины за большие деньги. В Хабаровске и Владивостоке «Жигули» по-прежнему реализуют те дилеры, которые являются дочерними предприятиями «АвтоВАЗа». Изначально правительство полагало, что если ввести обнуленный тариф по транспортировке автомобилей, то те дилеры, которые занимались праворульными японскими машинами, станут продавать и отечественные. Но, кажется, никто из дальневосточных жителей пока на это не согласился».
Опрошенные участники автомобильного рынка во Владивостоке и в Хабаровске, торгующие подержанными японскими иномарками, сообщили BFM.ru, что о судьбе российских машин ничего не слышали. Более того, владелец автомастерской во Владивостоке рассказал BFM.ru, что не то что «Жигули», даже Toyota российской сборки покупать в городе вряд ли будут, это слишком дорого. «В городе появилась одна очень заметная Toyota Camry, с левым рулем, новая и вся в наклейках, на которых написано, что она сделана в России. Но даже если в городе раскупили 10 таких машин и 20 «Жигулей», то в общем потоке их заметить невозможно. А никаких акций и объявлений о продаже российских машин не было, мы ничего не слышали».
«Сейчас торговля снова оживает, — сообщил также собеседник BFM.ru. — Ни повышение пошлины, ни кризис не заставят людей пересесть на «Жигули». Да, Toyota и Nissan подорожали, но покупать их все равно выгоднее, чем отечественные машины — они ремонта не требуют, и тут нет проблем с запчастями».
Неудивительно, что, хотя РЖД планировали перевезти в мае на Дальний Восток беспошлинно еще 200-300 автомобилей «АвтоВАЗа», сообщений об этом так не поступило.