Армянский коньяк потерял полрынка
Лента новостей
В 2009 году производство знаменитого армянского коньяка существенно снизится. В то же время крупнейшие мировые компании-производители коньяка заявляют о том, что этот рынок немного оправился от кризиса
В 2009 году производство знаменитого армянского коньяка существенно снизится. В то же время крупнейшие мировые компании-производители коньяка заявляют о том, что этот рынок немного оправился от кризиса.
Как рассказал BFM.ru председатель Союза армян-виноделов Аваг Арутюнян, второй квартал нынешнего года уже показал, что спад продаж коньяков серьезнее, чем можно было представить раньше. «Половина производимого в Армении коньяка отправляется на экспорт и 93% экспортной продукции поставляется на рынки стран СНГ, в основном в Россию. Сокращение потребления коньяка в России не могло не сказаться и на нашем рынке.
Уже сейчас можно сказать о том, что экспорт сократился на 40%».
Напомним, по данным отчета Центра разработки национальной алкогольной политики, импорт в Россию крепких спиртных напитков в апреле составил 9 млн литров, что на 33,8% меньше, чем за апрель прошлого года. В начале года на прилавки магазинов поставлялся алкоголь, заказанный еще в IV квартале 2008 года, но уже тогда многие импортеры вынуждены были отказываться от акцизной марки, договаривались с производителями о «замораживании» отношений до марта 2009 года. Однако и в марте нынешнего года у импортеров «лишних» средств не появилось, а снижения потребления они не заметить не могли и в итоге сократили поставки.
Начиная с посткризисного 1999 года, коньячное производство в Армении росло. Продукция армянских «Арарата» и «Ноя» неизменно пользовалась спросом. В нынешнем году, как считают эксперты Союза армян-виноделов, производство коньяка сократится на 55–60%. По словам Авага Арутюняна, с января по апрель текущего года спад производства составил 45,3%, а до конца года он может усилиться еще на 10–15%.
«Сейчас сказывается сезонность этого рынка. Как правило, летом потребление коньяка снижается в пользу вина и пива примерно на 20%.
Однако осенью ситуация с потреблением не восстановится, как это было раньше. У виноделов не будет средств, чтобы закупить особые сорта винограда, которые используются для выработки коньячного спирта ».
По словам Арутюняна, в данный момент большинство предприятий отказывается от своих договорных обязательств по покупке винограда, либо пытаются отсрочить оплату. Но полностью картина сложится в ноябре-декабре, когда наступит время производства коньячного спирта — тогда показатели станут явными. Впрочем, уже сейчас понятно, что заготовки винограда в Армении сократятся на 20–40%.
«Крестьяне в этом году будут собирать урожай, выращенный на кредитные средства — они должны и за воду, и за удобрения. Осенью виноградари обязаны вернуть кредиторам деньги, которых у них не будет. Мы надеемся на какие-то правительственные шаги, потому что уже сейчас нарастает социальная напряженность», — говорит Арутюнян.
Несмотря на снижение производства, повышения цен, как считает председатель Союза армян-виноделов, не будет. «Коньяк и так трудно продавать, полагаю, и производители, и дистрибьюторы будут «держать» цены за счет снижения собственной маржи».
Армянские коньяки на 90% — ординарные. Экспортная цена при закупках в Ереване составляет 4–6 долларов за бутылку.
Впрочем, в разговоре с BFM.ru эксперт упомянул о том, что сегодняшний кризис имеет и положительную сторону, — рынок очистился от фальсификата.
На производстве других алкогольных напитков в Армении глобальный экономический кризис практически не сказался. В первом квартале 2009 года, по данным Национальной статистической службы, производство водки и ликероводочных изделий в Армении увеличилось на 12,1% , вина — на 4%.
Тем временем крупнейшие мировые производители коньяка прогнозируют оживление рынка и его медленное, но верное восстановление. В частности, на профильном портале alcnet.ru говорится о том, что рост отрасли ожидается за счет увеличения потребления дорогих крепких спиртных напитков в странах-импортерах этой продукции.
Пока же это счастливое время для производителей не наступило, стоит напомнить: конец прошлого года показал, что поставки четырех крупнейших французских коньячных заводов (Hennessy, Remy Martin, Martell и Courvoisier — на их долю приходится около 80% мирового производства коньяка) сократились на 6,2%. Затем оптовые и розничные предприятия уменьшили объемы своих запасов, из-за чего к концу апреля эта цифра выросла до 13%.
(До начала экономического кризиса прирост объема рынка сбыта коньяков ежегодно составлял не менее 3%).