ГАЗ и ВАЗ продолжат увольнения
Лента новостей
В летние месяцы в российском автопроме грядет очередная волна сокращений. Вскоре от нескольких тысяч сотрудников избавится ГАЗ. Но на аналогичные шаги могут пойти и другие производители
Во вторник заместитель губернатора по социальной политике Нижегородской области Геннадий Суворов заявил о том, что группа ГАЗ планирует в июле-августе высвободить около 7 тысяч работников заводов, входящих в ее состав и работающих на территории региона.
«Губернатор проводил переговоры с руководителями группы ГАЗ о сложившейся ситуации на предприятиях, и было принято решение, что высвобождение работников будет происходить поочередно — в течение июля и августа. Кроме того, удалось сократить цифру до 7 тысяч работников, хотя сначала планировалось высвободить 15 тысяч», — сказал Геннадий Суворов.
Ранее сообщалось, что Горьковский автозавод собирается в третьем квартале 2009 года выпустить примерно 23 тысячи автомобилей, то есть столько же, сколько за все первое полугодие.
Как считают на ГАЗе, планы по увеличению объемов выпуска зависят от активизации потребительского спроса на автомобильном рынке. В пресс-службе отмечают, что группа ГАЗ стимулирует спрос собственными кредитно-лизинговыми программами и другими мерами. Кроме того, в компании рассчитывают и на эффект от государственных мер по стимулированию спроса на автомобили.
К сожалению, вечером во вторник ответственные сотрудники пресс-службы группы оказались на важном совещании, поэтому не смогли прокомментировать BFM.ru текущую ситуацию.
По данным АЕБ, реализация продукции группы в январе-мае 2009 года упала на 61% и составила 22 тысячи 837 автомобилей, при этом в апреле и мае месячные продажи не превышали 5 тысяч машин. Из этого количества более 85% пришлись на легкие коммерческие грузовики (19тысяч 392 единицы) и около 15%, или 3 тысячи 445 штук, на легковые автомобили.
Эксперты называют планы ГАЗа по наращиванию производства достаточно оптимистичными, указывая, что компания вполне может выполнить заявленный план, если начнет продажи обещанной «дешевой» версии «Газелей» стоимостью от 6 тысяч долларов, что практически вдвое ниже сегодняшних цен.
ГАЗ не одинок в своих проблемах. В аналогичном подвешенном состоянии находятся и тысячи работников крупнейшего российского производителя — концерна «АвтоВАЗа». 20 июня по всей России официальные дилеры «АвтоВАЗа» начали продажу новой модели — универсала Lada Priora, рекомендованная розничная цена которой в максимальной комплектации составляет 357 тысяч 107 рублей. Однако положение предприятия продолжает оставаться критическим. Как заявил BFM.ru председатель профсоюзного комитета «АвтоВАЗ-Единство», сопредседатель МПРА Петр Золотарев, сегодня (23 июня) должен решиться вопрос об оплате и графике труда работников предприятия, но решение этого вопроса вряд ли будет отвечать их интересам.
«Мы против того, чтобы нас ограничивали в объеме работы и в оплате труда. А не можете управлять предприятием — передавайте его другому собственнику, хотя бы тому же Renault», — сказал профсоюзный деятель.
«Не знаю, какие варианты будут предлагаться сотрудникам. По слухам, они могут быть разными, например, предлагается вместо 2/3 от среднего заработка ввести 2/3 от тарифа или засчитывать работу совсем как простой. Но мы с этим категорически не согласны», — заявил BFM.ru Петр Золотарев.
Сегодня стало известно, что ОАО «АвтоВАЗ» с сентября по февраль может ввести для всех своих сотрудников укороченную рабочую неделю со снижением заработной платы почти в 2 раза. Как сообщила пресс-служба компании, конвейер будет работать в две смены, как и в предыдущий месяц.
Такой план будет введен, если продажи автомобилей в РФ будут подходить по итогам года к объему 1,2 млн автомобилей, а доля «АвтоВАЗа» на рынке составит 30%. Будут сокращены зарплаты и всех топ-менеджеров, включая президента АО. Бонусы топ-менеджменту компания по итогам 2008 года уже отменяла.
По итогам пяти месяцев 2009 года продажи «АвтоВАЗа» упали на 45%, до 151 019 машин, весь авторынок сократился на 47%, до 645 162 штук.
Ситуация в отечественном автопроме продолжает оставаться напряженной, хотя некоторые производители надеются на ее улучшение.
«Наши заводы работают по три дня в неделю, но у нас новых сокращений не предвидится и эти вопросы, то есть предстоящий объем работы и ее оплата, уже решены. Вообще сейчас планирование предстоящих планов осуществляется помесячно. Но, например, мы надеемся, что УАЗ вскоре выйдет на полноценную рабочую неделю», — заявила BFM.ru директор по внешним связям «Соллерс» Зоя Каика.
Как отмечает аналитик по машиностроению ИК «Велес Капитал» Марина Иркли, происходящие на ГАЗе и в других компаниях увольнения являются ожидаемыми, так как они ранее заявляли о программах по сокращению издержек. А учитывая нынешний масштаб спроса, часть сотрудников оказывается незадействованной, поэтому автопроизводителям приходится их увольнять или отправлять в вынужденные отпуска.
«Думаю, что до конца квартала ситуация стабилизируется и компаниям не придется прибегать к дальнейшим увольнениям», — надеется Марина Иркли.