Х5 выживает за счет дискаунтеров
Лента новостей
Крупнейший российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group отчитался по итогам работы за первое полугодие 2009 года. Тенденции по смещению потребления в сторону более дешевых товаров и форматов магазинов по-прежнему сохраняются
Тенденции по смещению потребления в сторону более дешевых товаров и форматов магазинов по-прежнему сохраняются. В этом году основной рост рынка продуктовой розницы в основном придется на форматы дискаунтеров, вновь отмечают эксперты. В то же время практически все сети активно практикуют скидочные кампании и рекламные акции, чтобы удержать свой покупательский поток.
Крупнейший российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group (развивает розничные сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») отчитался по итогам работы за первое полугодие 2009 года. Консолидированная чистая розничная выручка компании по МСФО выросла на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года — до 130,91 млрд рублей, говорится в отчете X5. В долларовом выражении этот показатель увеличился на 6% — до 3,95 млрд долларов.
При этом, по проформе (включая продажи приобретенного в июне 2008 года бизнеса «Карусели»), рост чистой розничной выручки составил в рублевом выражении 27% в рублях, а в долларовом наблюдалось сокращение этого показателя на 8%, что объясняется эффектом от девальвации рубля (- 35%).
По итогам первого полугодия 2009 года под управлением X5 находилось 1164 магазина, включая 900 дискаунтеров («Пятерочка»), 211 супермаркетов («Перекресток») и 53 гипермаркета («Карусель»), а чистая торговая площадь магазинов ритейлера достигла 935,8 тысяч кв. м. Чистая выручка компании по итогам 2008 года составила 8,9 млрд долларов, чистая прибыль без учета списания goodwill — 112 млн. долларов, EBITDA — 803 млн долларов. 47,9% акций Х5 принадлежит «Альфа-групп», 23,1% — основателям «Пятерочки», 1,9% — менеджменту компании, 27% — находится в свободном обращении.
По словам исполнительного директора X5 Льва Хасиса, тенденция смещения потребления в сторону более дешевых товаров и форматов сохранилась и во II квартале. Так, наиболее высокие темпы роста сопоставимых продаж (LFL, показатель like-for-like) — в 18% — продемонстрировали дискаунтеры, при увеличении трафика на 11%. В магазинах формата «гипермаркет», наоборот, наблюдалось сокращение покупательского потока на 3% и незначительный рост LFL-продаж — всего 2%. В супермаркетах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга продажи сократились на 8%, а трафик — на 7%. В целом сопоставимые продажи по всем форматам магазинов, которые развивает X5, за первое полугодие выросли на 12% при росте покупательского трафика на 5%.
Покупатели стали отдавать предпочтение менее дорогим покупкам еще в конце прошлого года. «Тенденция к замедлению роста сопоставимой выручки, которая началась в IV квартале 2008 года, продолжилась и в первом полугодии 2009 года», — констатируют в своем отчете аналитики UniCredit Aton. Если по итогам первого полугодия 2008 года рост этого показателя у X5 составил 27%, а по итогам IV квартала 2008 года – 16%, то в первой половине 2009 года сопоставимая выручка увеличилась лишь на 12%. «Потребители стали более чувствительны к ценам и сократили дискреционные расходы», — резюмируют эксперты.
Неудивительно, что сети не могут не реагировать на такие настроения покупателей, хотя очевидно, что основной рост на рынке продуктовой розницы сейчас происходит за счет магазинов формата «дискаунтер», отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова: «Сейчас практически все сети проводят рекламные акции, делают упор на маркетинг, снижают цены, стараясь всеми силами удержать покупательский поток». В частности, она приводит в пример «Седьмой континент» (развивает сети «Седьмой Континент», «Наш гипермаркет» и «Простор»), продажи которого в апреле, в основном за счет предпринятых скидочных кампаний, выросли на 21% (в рублевом выражении).
В то же время, по словам Льва Хасиса, которые приводятся в официальном сообщении X5, рост продаж дискаунтеров превысил ожидания компании в результате успеха ценовой политики «Пятерочки» — «100% ассортимента по лучшей цене на рынке».
Однако маркетинговые инициативы сетей приводят к тому, что сумма среднего чека практически не растет, отмечают эксперты. Так, по итогам первого полугодия этого года сумма среднего чека в целом по группе X5 выросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 года с 300 до 315 рублей. По словам Смирновой, этот рост наблюдается в основном за счет инфляции, при этом увеличение суммы среднего чека у Х5 в целом сопоставимо со среднерыночными показателями, которые составляют 5-7%. Впрочем, как ожидают эксперты UniCredit Aton, темпы роста средней суммы чека и сопоставимой выручки X5 стабилизируются примерно на текущем уровне, который близок к их прогнозу инфляции по итогам 2009 года (11,5%).