LME заработает на кобальте и молибдене
Лента новостей
Гендиректор Лондонской биржи металлов (LME) Мартин Эббот заявил о том, что LME с февраля будущего года введет запланированные контракты на так называемые «младшие» металлы — кобальт и молибден
«Контрактам на «младшие» металлы дан зеленый свет, — заявил гендиректор Лондонской биржи металлов (LME) Мартин Эббот на брифинге в Лондоне. — Мы даже ведем переговоры, чтобы реализовать эту идею ранее, однако не думаем, что для рынка имеет смысл форсировать этот процесс, я уверен, что февраль — это хороший ориентир».
LME, проведя соответствующее исследование, определила кобальт и молибден в качестве первых кандидатов на контракты в группе «младших» металлов: эти металлы были выбраны биржей с учетом перекрытия существующих клиентских баз брокеров, опыта многих участников индустрии кобальта и молибдена на LME и уровеня активности рынка.
Хотя в прошлом трейдерское сообщество было решительно настроено против введения таких контрактов на LME, сейчас, очевидно, эти настроения уже не смогут играть решающую роль в этом вопросе.
Как предполагает замначальника отдела анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Станислав Фоменко, при заключении сделок по этим металлам со временем будут использоваться все те же инструменты, что и по другим позициям, и вестись как спотовая торговля, так и заключаться фьючерсные трех- и пятнадцатимесячные контракты.
«Вывод этих металлов на биржевые торги будет способствовать повышению эффективности сырьевого рынка. Но не думаю, что эти металлы будут пользоваться спросом в качестве инвестиционных, все-таки это сугубо сырьевой товар», — говорит аналитик, уточняя, что рынок этих металлов довольно узкий и монополизированный как со стороны производителей, так и потребителей.
«Биржевая торговля не повлияет на объемах продаж этих металлов в мире и напрямую не отразится на деятельности и стоимости активов компаний-производителей, того же «Норникеля». Но, безусловно, вывод их на торги сделает механизм ценообразований более гибким и эффективным», — заключил Станислав Фоменко.
С коллегой согласен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмента» Дмитрий Баранов. Учитывая специфичность этих металлов, вряд ли они будут инвестиционными, по крайней мере, на первом этапе. Да и не все инвесторы в курсе для чего они нужны и пока до них дойдет…. Чтобы осознать, что это тоже вещь нужная — им потребуется определенное время», — иронизирует эксперт.
Во-вторых, серьезным препятствием на пути превращения кобальта и молибдена в инвестиционные инструменты служит то, что они имеют широкое применение в космосе и оборонной промышленности. «В силу оборонной специфики этот рынок еще более закрытый, чем алмазный, и из-за оборонного применения этих металлов, даже если инвесторы будут осуществлять сделки с ними через десятых посредников, все равно спецслужбы проявят к ним определенный интерес. И это обстоятельство отпугнет инвесторов», — считает Дмитрий Баранов.
Впрочем, Дмитрий Баранов положительно оценивает намерения главы LME. «Сейчас торговля этими металлами осуществляется на основе двусторонних контрактов, а теперь предлагается внедрить рыночные механизмы, что позволит сделать сделки с ними более гибкими и эффективными», — подытожил эксперт.
Одновременно на рынке появляется все больше признаков преодоления рецессии и увеличения спроса на металлы.
Как отмечают эксперты ИК «Брокеркредитсервис», на торгах в четверг основные металлы показали смешанную динамику торгов. Золото незначительное понизилось в цене на 1,7 доллара за тройскую унцию (-0,18%) и его стоимость составила 936,8 долл./тр. унцию. Серебро, напротив, подорожало на 3 цента (+0,19%), закрывшись на уровне 13,295 долл./тр. унцию. Платина прибавила 11,4 доллара(+0,98%) и остановилась на отметке 1169,3 долл./тр. унц. Палладий подорожал на 1,85 доллара (+0,74%) и закрылся на уровне 250,25 долл./тр. унцию. Алюминий подорожал на 26 долларов (+1,57%) и достиг уровня 1686 долларов за тонну. Медь наоборот понизилась на 20 долларов (-0,38%) и ее цена составила 5260 долларов за тонну. Наконец, никель подорожал на 60 долларов (+0,38%), остановившись на отметке 16060 долларов за тонну.
Российские запасы кобальта составляют 20% мировых, а 10% мирового производства металла приходится на «Норникель». Отметим, что производство кобальта в мире в кризис существенно сократилось. Например, в апреле Замбия снизила его производство на 24%, до 296 тонн, а экспорт — до 301 тонны с 407 тонн годом ранее.
Хотя объем производства металла в Африке существенно снизился, Демократическая республика Конго до сих пор играет главенствующую роль на мировом рынке кобальта, так как большая часть рафинированного кобальта в Китае и значительная часть рафинированного кобальта в Европе производится из сырья, добытого именно в этой стране.
Лидером производства и потребления кобальта сейчас является Китай, производящий примерно четверть его мирового объема. Потребление Китаем кобальта в 2008 году выросло на 5,3%, до 13,519 тысячи тонн.