За счет России. Инвесторы ЮКОСа рассчитывают на арест имущества РФ за границей
Лента новостей
Однако эксперты считают, что в деле возможны правовые коллизии и акционерам ЮКОСа будет трудно добиться компенсаций
Инвесторы ЮКОСа будут требовать конфискации активов, принадлежащих России за ее пределами.
В июле гаагский арбитраж присудил акционерам компании 50 млрд долларов компенсации. Россия это решение не признала и теперь акционеры ЮКОСа хотят потребовать арестовать, в том числе самолеты, заказанные для «Аэрофлота» и средства, которые Германия должна выплатить за российский газ. Истцов также интересует и другое имущество РФ в Германии, Великобритании, Нидерландах, Франции и США.
Добиться компенсаций акционерам ЮКОСа будет очень трудно. У России есть иммунитет и не один, отмечает партнер лондонского офиса юридической фирмы Berwin Leighton Paisner Роман Ходыкин.
Роман Ходыкинпартнер юридической фирмы Berwin Leighton Paisner«Иммунитетов есть три вида. Есть иммунитет от иностранной юрисдикции, то есть от иностранного арбитража. Но даже, если состоялось решение, как в нашем случае, у государства все еще есть иммунитет от исполнения решений и иммунитет от обеспечительных мер. То есть это три разных вида иммунитета, и для того, чтобы исполнять решения, формально нужно, чтобы государство отказалось от всех трех видов иммунитета. Другой вопрос, что по-разному этот вопрос регулируется в разных государствах. То есть, например, в некоторых государствах действует теория абсолютного иммунитета. То есть нужен отказ всегда во всех случаях. Никогда вы не можете исполнить решение против государства без отказа соответствующего, то во многих западных странах действует так называемая теория функционального иммунитета или теория торгующего государства, когда государство не пользуется иммунитетом в отношении активов, которые используются в коммерческой деятельности. То есть, если это, например, счет посольства, который используется для осуществления суверенных функций государства, то государство пользуется иммунитетом, и без его согласия ничего исполнить нельзя. Но если государство торгует, использует коммерческий флот, коммерческие самолеты, то в этом случае можно в этих иностранных государствах использовать это имущество для удовлетворения требований».
Эксперт отметил, что среди успешных попыток конфисковать имущество РФ, известен случай немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, которому удалось арестовать и продать с аукциона некоторые квартиры, принадлежащие российскому государству. «Все остальные попытки пока успехом не увенчались», — подчеркнул специалист.
Особенно сложно будет добиться каких-либо обеспечительных мер в отношении активов «Газпрома» и «Аэрофлота», то есть частных компаний, хоть и с госучастием.
Однако как-то реагировать международные инстанции должны, считает управляющий партнер Адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры» Дмитрий Матвеев.
Дмитрий Матвеевуправляющий партнер Адвокатского бюро «Дмитрий Матвеев и партнеры»«Именно то, что арест в качестве такой временной обеспечительной меры будет наложен на те или иные активы через какое-то время, это не сразу произойдет, наверное, это достаточно реально. То, что реально будет обращено взыскание на то имущество, которое будет арестовано, то есть его заберут, продадут или передадут, то это уже более сложная и долгая история. Здесь сложнее это дело прогнозировать».
По словам экспертов, в случае если требования истцов будут удовлетворены, Россия может попробовать ответить симметрично.
Наблюдатели ранее отмечали, что, возможно, именно для этого Госдума спешно приняла резонансный закон, позволяющий конфисковывать имущество иностранных государств, если в их судах вынесли необоснованное решение против россиян. Тот самый закон, который был принят сразу после ареста в Италии активов бизнесмена Аркадия Ротенберга.