«Мы потеряли друга». Изменится ли отношение Total к России после гибели Маржери?
Лента новостей
Кристоф де Маржери всегда рассматривал Россию как надежного и перспективного партнера. Под его руководством Total запустила совместные проекты с «Газпромом», НОВАТЭКом и ЛУКОЙЛом
Президент крупнейшей французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери погиб при взлете в московском аэропорту «Внуково». Его самолет врезался в снегоуборочную машину и загорелся. На борту самолета, кроме топ-менеджера, находилось три члена экипажа — два пилота и стюардесса. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело.
Представители французской компании подтвердили гибель своего руководителя.
Как заявил президент России Владимир Путин, Россия потеряла настоящего друга в лице Кристофа де Маржери. «В лице Кристофа де Маржери мы потеряли настоящего друга нашей страны, о котором сохраним самую добрую память», — заявил Путин.
Кристоф де Маржери родился 6 августа 1951 года. В 1974 году окончил Высшую школу торговли в Париже, после которой устроился работать в Total. Часто в шутку он признавался, что выбрал эту компанию, поскольку до ее офиса было удобнее всего ехать из дома.
Сначала Кристоф де Маржери занимал разные позиции в финансовом департаменте и подразделении разведки и добычи компании, а в 1995 году занял пост президента компании по Ближнем Востоку. Еще спустя четыре года он возглавил весь добывающий дивизион нефтяного гиганта, а еще год спустя был назначен на пост старшего вице-президента по разведке и добыче.
С 2006 года Кристоф де Маржери входил в совет директоров корпорации. В феврале 2007 года он был назначен генеральным директором компании, сохранив кресло в совете директоров. С мая 2010 года он возглавил совет, сохранив за собой кресло генерального директора.
Total S.A — основано в 1924 году. 100% акций находится в свободном обращении, крупнейший миноритарий компании с долей около 4% — Groupe Bruxelles Lambert Альбера Фрера.
Total — крупнейшая нефтяная компания Франции. Она ведет бизнес более чем в 130 странах, основные регионы добычи — Персидский залив, Австралия, Канада, Россия и Африка. По итогам 2013 года, выручка Total составила 189,5 миллиарда евро, чистая прибыль — 8,4 миллиарда евро.
Именно с подачи Кристофа де Маржери Total начала экспансию в Россию.
Уже через год после вступления в должность главы Total французская компания вошла в свой первый крупный проект в России. В 2008 году нефтяной гигант вместе с норвежской Statoil приобрел пакеты в 25% и 24% акций компании Shtokman Development, которая должна была построить и эксплуатировать инфраструктуру для освоения гигантского Штокманского газового месторождения. Впоследствии сроки реализации проекта несколько раз пересматривались, и Statoil из-за этого даже вернул «Газпрому» свою долю, но Total по-прежнему сохраняет свой пакет.
Затем, в 2011 году, компания стала акционером газодобывающего холдинга «НОВАТЭК». Французский нефтяной гигант тогда купил 12,08% акций компании и затем несколько лет подряд наращивал свою долю в ее капитале. Total прекратила скупать акции газодобытчика только в июле этого года, после крушения малайзийского Boeing на Украине. На тот момент французская компания успела собрать 18% акций партнера; по условиям акционерного соглашения она может приобрести еще 1,4% акций «НОВАТЭКа». Также вместе с российской компанией Total принимал активное участие в строительстве завода по сжижению газа «Ямал СПГ».
«Смена руководителя компании часто влечет за собой радикальный пересмотр ее стратегии. Однако размер принадлежащей Total доли в «НоваТэке» и Ямал СПГ и потенциальная выгода от ее участия в капитале и проектах газодобывающей компании, вероятно, побудят Total сохранить партнерство с российской компанией», — отмечают аналитики Sberbank CIB.
Последним крупным анонсированным проектом Total в России стало совместное предприятие с ЛУКОЙЛом, анонсированное в мае этого года. Предполагалось, что СП займется разработкой месторождений сланцевой нефти в Западной Сибири, доля французской компании в СП составляла 49%. Стороны были готовы вложить в СП в ближайшие два года 120-150 миллионов долларов. Но в сентябре работа по созданию СП была заморожена из-за того, что ЛУКОЙЛ также попал под санкции.
В целом, российские проекты приносят компании около 10% ее годовой добычи нефти.
Кристоф де Маржери последовательно выступал против санкций в отношении России и оценивал страну как надежного партнера. Он неоднократно заявлял о необходимости обеспечения безопасности поставок газа, в том числе в обход Украины. «Россия — это партнер, и не стоит тратить время на защиту от соседа. Мы стремимся снизить зависимость от какой-то одной страны, неважно какой. Не от России, которая неоднократно нас выручала», — заявлял он в интервью Reuters.
На открытии торгов в Париже акции Total упали на 2%. К 10:25 по Москве акции НОВАТЭКа дешевели на 2,2%.