16+
Пятница, 11 октября 2024
  • BRENT $ 78.85 / ₽ 7667
  • RTS894.64
23 сентября 2009, 22:36 МакроэкономикаКомпании

Шотландская независимость как способ прибрать нефть

Лента новостей

Первый министр Шотландии Самонд планирует проведение референдума о независимости Шотландии в 2010 году и готов выступить с соответствующей законодательной инициативой. В экономической сфере он делает ставку на нефть и энергетику

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Храборое сердце".

Первый министр Шотландии Алекс Самонд (Alex Salmond) планирует проведение референдума о независимости Шотландии в 2010 году и готов выступить с соответствующей законодательной инициативой. Правда, планы правительства меньшинства могут не найти поддержки в парламенте. Между тем, как сообщает Daily Telegraph, Самонд в очередном документе, подготовленном в рамках кампании независимости, пообещал сохранение «двойного гражданства» (шотландского и британского). Кроме того, независимая Шотландия, возможно, на начальном этапе не откажется от фунта стерлингов, и даже процентные ставки будет устанавливать Банк Англии. Референдум планируется провести в следующем году, но на текущий момент идею отделения от Великобритании поддерживает всего около четверти шотландцев, выяснилось в ходе опроса YouGov.

По данным исследования, проведенного BBC в конце июня, 38% опрошенных шотландцев заявили, что проголосовали бы за независимость Шотландии. Всего 22% респондентов хотят, чтобы Шотландия осталась частью Великобритании на нынешних условиях. Лишь 10% считают, что в ближайшее 20 лет Шотландия все-таки станет независимой, 28% думают, что такое вряд ли случится. Между тем в поддержку собственно проведения референдума высказались 58%.

Один из лидеров шотландских консерваторов выразил возмущение, что на эту бессмысленную «болтовню» о независимости тратятся сотни тысяч фунтов средств налогоплательщиков. По его словам, шотландцы не хотят независимости.

Дискуссия об отделении Шотландии от Великобритании активизировалась после того, как на парламентских выборах в 2007 году впервые за 50 лет победила Шотландская национальная партия (ШНП). Стоит напомнить, что шотландский парламент и пост первого министра Шотландии были учреждены в ходе реформы по децентрализации властных полномочий, осуществленной правительством Тони Блэра в 1999 году.
Сепаратистские настроения традиционно были сильны в Шотландии, являвшейся независимым государством до 1707 года (до подписания акта об объединении Англии и Шотландии). Сейчас лидер националистов Алекс Самонд обещает провести референдум о независимости в 2010 году и планирует провести в парламенте соответствующий законопроект.

Шотландский парламент должен полностью контролировать решение внутренних вопросов, а также получит право решать, когда делить полномочия с другими, уверены в ШНП Независимая Шотландия должна получить те же права и обязательства, как и другие современные государства, и право голоса на международной арене, в том числе в таких организациях, как ООН и ЕС.

Формирование собственного органа власти — шотландского парламента, который был созван 10 лет назад, позволило стране выйти на новый уровень развития демократии, но в режиме частичной автономии полномочия такого парламента ограничены.

Вестминстер (британский парламент) сохранил за собой контроль над ключевыми сферами, такими как экономика, налогообложение, социальные пособия и пенсии, иммиграция, телерадиовещание, оборона и международные отношения. Эти полномочия сторонники ШНП хотели бы отдать шотландскому парламенту, чтобы Шотландия добилась равенства с другими странами.

300-летний договор об объединении Англии и Шотландии «не для 21 века». Он давно устарел и тормозит развитие Шотландии, утверждают в ШНП.

С обретением независимости Шотландия сможет добиться больших успехов и в экономике, уверены националисты.

ШНП в своих заявлениях традиционно ссылалась на соседей — Норвегии на востоке, Ирландии на западе и Исландии на севере, которые занимали места в первой десятке индекса развития человеческого потенциала ООН. На сайте партии декларируется, что и Шотландия может присоединиться к этой «дуге процветания». Сегодня в условиях кризиса эти примеры ставятся под сомнение.

Самонд говорит, что ориентируется на примеры Ирландии, где низкие налоги на прибыль, даже несмотря на рецессию, а также Норвегии, эффективно управляющей нефтяными доходами, Финляндии, развивающей систему образования, испанской Каталонии, сохраняющей культурную идентичность. «Мне нравятся модели общества скандинавских стран — тем, как удается сбалансировать свободы и социальные обязательства».

В экономической сфере ШНП делает ставку на нефть и энергетику. Упоминается также и о том, что независимая Шотландия сформировала бы по примеру Норвегии фонд будущих поколений. Инвестируя туда только часть нефтяных доходов, Шотландия могла бы в течение десяти лет накопить миллиардный нефтяной капитал, утверждается на сайте ШНП.

Помимо нефти, Шотландия может разрабатывать возобновляемые источники энергии. В этой сфере на долю Шотландии приходится четверть энергетического потенциала Европы. Развитие энергетики, а также проведение «прошотландского» курса в сфере бизнеса может изменить перспективы страны в следующие 30 лет.

Один из ключевых аспектов в вопросе отделения Шотландии — нефть Северного моря, которая является ключевым источником доходов Великобритании. По данным анализа экономистов University of Aberdeen, примерно 90% налоговых поступлений от разработки и реализации ресурсов Северного моря за период с 1980 года получены из источников в шотландском секторе шельфа. Эту цифру приводит на сайте ШНП вместе с выводом: «на самом деле это нефть Шотландии».

Ресурсы Северного моря принесли британскому министерству финансов уже 269 млрд фунтов стерлингов, сообщается в специальном докладе на сайте www.scotland.gov.uk. Цифра приводится с поправкой на инфляцию, в ценах 2008 года. В докладе рассматриваются доводы в пользу создания Шотландского нефтяного фонда по примеру норвежского, аляскинского и прочих.

Добыча нефти и газа в Северном море достигла пика в 1999 году. Тем не менее, остается значительный ресурс на последующую разработку. Отрасль будет по-прежнему вносить весомый вклад в бюджет. По оценкам министерства финансов Великобритании, налоговые поступления от предприятий отрасли в ближайшие шесть лет (начиная с 2008-09 финансового года) составят 45 млрд фунтов против 41 млрд за предшествовавшие шесть лет.

С начала разработки (1970-е годы) на британском шельфе было добыто нефти и газа в объеме примерно 40 млрд баррелей нефтяного эквивалента, остающийся ресурс оценивают в 15,5-25 млрд баррелей.

В докладе приводится оценка американского управления энергетической информации (EIA), что за ближайшие 20 лет средняя цена нефти составит 105 долларов за баррель против 41 доллара за баррель за предшествующий двадцатилетний период.

В 2006 году британские СМИ опубликовали сенсационные материалы: после рассекречивания архивов 30-летней давности выяснилось, что Лондон пытался помешать самоопределению Шотландии, чтобы не потерять ее нефтяные месторождения в Северном море.

Великобритания начала 1970-х находилась на грани банкротства и распада на составные части. В стране проходили забастовки, росла безработица и инфляция, пишет BBC.

И именно в это время в Северном море у побережья Шотландии обнаружили нефть. Но основные доходы потекли не в местную, а в британскую казну. Прибыль досталась и транснациональным компаниям. В Шотландии активизировалось движение за выход из Соединенного королевства.

«Потенциальный доход от нефти Северного моря не только избавит от финансового дефицита, но и обеспечит всем необходимым шотландское правительство, если такое когда-нибудь появится, — приводит BBC выдержку из секретного доклада британского министерства финансов от 1975 года. — Нетрудно увидеть, почему нефть используют как свое знамя шотландские националисты».

Представители Шотландской национальной партии прошли в британский парламент под лозунгом «Это наша нефть». Ранее с националистами просто не считались на том основании, что в одиночку Шотландия не выживет, поясняет BBC. Теперь же стало ясно что, получив в свое владение нефть, небольшая нация баснословно разбогатеет.

Уже в феврале 2009 года британская The Times, которая получила доступ к документам 1970-х годов, написала, что чиновники министерства финансов в том числе предлагали пересмотреть границы прибрежных вод Шотландии и создать новый сектор, чтобы таким образом «нейтрализовать» притязания Шотландии на нефть Северного моря.

Один из представителей министерства финансов предлагал поощрять кампанию за независимость на Оркнейских и Шетландских островах, чтобы перекрыть Шотландии доступ к более чем половине североморской нефти. Мысль была в том, что жители шотландских островов примут сторону Лондона, а не Эдинбурга.

Когда-то возможно речь шла о том, что Лондон не позволил маленькой Шотландии сказочно разбогатеть. Но сейчас, когда пик добычи в Северном море пройден, некоторые экономисты сомневаются в «нефтяных» перспективах региона.

То, что экономику Шотландии поддержит нефть — это миф, уверен политический обозреватель Daily Telegraph Геральд Уорнер (Gerald Warner). В октябре прошлого года он писал, что договориться о независимости Шотландия сможет не раньше 2015 года, а после 2020 нефтяной поток иссякнет до минимума. То есть нефтяные доходы за пять лет должны на век вперед обеспечить шотландцам тот уровень жизни, к которому они привыкли? — задается вопросом Уорнер. Скорее, пишет журналист, Самонду лучше склонить голову и молиться, чтобы «формула Барнетта» пережила экономические потрясения.

Речь идет о принципе распределения госраходов, «временно» введенном в 1978 году министром финансов лордом Барнеттом для урегулирования разногласий в кабинете министров о распределении госсредств. По данной схеме из каждого фунта госрасходов 85 пенсов поступает в Англию, 10 пенсов – в Шотландию, 5 – в Уэльс. В итоге в Шотландии, население которой составляет всего 8,3% от общей численности по Великобритании в целом, в пересчете уровень госрасходов на человека превышает показатель Англии на 1600 фунтов. В 2002 году разрыв составлял 1100 фунтов на человека.

Уорнер (Gerald Warner) в своем материале в октябре 2008 года на фоне разворачивающегося кризиса подчеркивал: большая проблема Самонда в том, что он очень много вкладывал в политическом смысле в идею «дуги процветания», ссылаясь на трех малых «тигров» — Норвегию, Исландию и Ирландию.

В прошлом году мир стал свидетелем того, как ирландское правительство — при ВВП страны в 190 млрд евро и сумме госдолга в 45 млрд евро — беспечно гарантировало банковские обязательства, общий объем которых составлял 400 млрд евро, пишет Уорнер.

Следующим серьезным ударом по «дуге процветания» стало падение в конце прошлого года исландской кроны более чем на 20% против доллара и на 30% против евро. Впоследствии МВФ предоставил финансовую помощь Исландии в размере 2,1 млрд долларов.

Это ставит под сомнение лозунги Самонда и его ссылки на примеры соседей. Да, остается Норвегия. Возможно, но тогда речь идет не о дуге благополучия, а об одном столпе среди руин, заявил Уорнер.

Серьезный удар по планам националистов был нанесен и банковским кризисом, от которого пострадали два столпа финансовой системы Шотландии — Royal Bank of Scotland и Halifax Bank of Scotland. И тем не менее, националисты надеются добиться независимости Шотландии в 21 веке.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию